В школе историю начинают изучать в 5ом классе (для Макса со следующего года) и начинают ее с древнего мира. Потом, в 6ом, -- средние века, а дальше -- историю своей страны, новую историю, новейшую... но так далеко я пока не заглядываю. Поскольку меня немного пугает изучение вот этих всех гуманитарно-естественных предметов средней школы, я подумала, что историю можно начать изучать чуть пораньше, чтобы на ней потренироваться.
Почему история? Ну, наверное, потому что я ее знаю лучше, чем биологию\химию\физику\что-то-там-еще. И вот уже пару месяцев я думаю о том, как же лучше давать материал: хронологически от "царя Гороха" до наших дней? или взять историю отдельной страны и давать ее? или взять историческую личность и начать от него?
Когда я поняла, что идей в моей голове не хватает на полноценный мозговой штурм, я спросила в сообществе людей, который обучают детей дома. Мне
набросали идей и мнений.
Я внимательно прочитала и поняла, что мне "вообще ничего не нравится" (с). Практически все советуют начинать изучение с истории древнего мира и дальше в хронологическом порядке. Мне это не кажется подходящим. Во-первых, именно ее я знаю не так чтобы глубоко, соответственно не смогу красиво и складно рассказывать баечки, которые смогут зацепить, оживить и заинтересовать. Во-вторых, как правильно заметила
ripe_berry (спасибо ей!) чтобы копать древнюю историю глубоко, нужно хорошо разбираться в понятиях, которые 11летним детям понять сложно в силу возраста. В-третьих, я согласна с тем, что древняя история -- это ооочень далеко и "оживить" ее детям, конечно, можно, но количество усилий зашкаливает. В-четвертых, у нас уже был опыт глубоко-копания в историю Крита и минойской цивилизации. Где-то недели три мы читали книги, смотрели фильм, картинки, читали википедию, мифы и активно все обсуждали. Через полгода в голове ребенка не осталось ничего, кроме слова "минотавр". Короче идея начать изучать историю с древнего мира во мне как-то не отзывается.
Как же тогда? Мои мысли никак не могли оформиться в единую картинку. И тут мне на глаза попался вот этот пост
"методика закрашивания карты". Это дало толчок. Мне кажется, что история -- это как раз тот предмет, который можно изучать именно так.
На самом деле мы его так и рассказывали последние годы. Кусочек отсюда, кусочек оттуда. Минусами такого подхода было то, что рассказы визуально не привязывались ко времени или пространству. Например, мои дети знают много рассказок про Вторую мировую, но они, наверное, с трудом смогут разместить события в XX-ом веке и точно не смогут разместить их на карте. Еще минусом было то, что история обычно рассказывалась по ходу, была краткой и дальше не углублялся (фильмы, картинки, ролики, более глубокие статьи из вики или книг и т.п.). Ну и последним, наверное, минусом было то, что рассказы слабо связывались один с другим. В свете всего этого, я почти уверена, что дети помнят какие-то яркие рассказы о событиях, личностях, местах, но все это в виде вот такой вот лоскутной карты.
Поэтому в этом году мне хочется рассказывать и давать материалы лоскутно, но (тут я с удивлением узнала, что у слова "лоскут" нет множественного числа... ) эээ... части эти делать более крупными, связными. Увязывать их визуально со временем (временная лента) и с пространством (карты). Глубину достигать с помощью фильмов, картинок, артефактов, поездок на местности.
Начнем мы с ... Тюдоров :) Это будет наша "точка входа". Почему Тюдоры? Потому что Тюдоров было мало, а правление было ярким. Там очень много о чем можно рассказать интересно. Потому что есть куча британских исторических учебников\книг\фильмов рассчитанных на разный возраст и мне легко будет контролировать глубину. Потому что "это же Британия, сэр", замков\выставок, относящихся к Тюдорам, тут -- за каждым углом. Часть из них дети уже видели. Ну и не в последнюю очередь потому, что я читаю сейчас кучу исторических романов, вики и смотрю фильмы про эту эпоху и могу рассказать много всяких побасенок, чтобы увлечь.
Дальше, я думаю, мы пойдем назад и дойдем до Вильгельма. Тут история легко прослеживается, опять же сохранилось много артефактов на которые можно посмотреть, которые можно потрогать. Дальше -- пойдем от Тюдоров вперед и дойдем включительно до Второй мировой. Потом пойдем от Вильгельма опять назад до древних времен и ледников на отдельно взятой территории. Такое хождение туда-сюда, по идеи, должно хорошо уложить в голове ленту времени.
Передо мной не стоит задача дать Британскую историю. Но живя в Британии мне кажется, логично начать с нее. Не в последнюю очередь потому, что последнее завоевание было почти 1000 лет назад и поэтому сохранилось огромное число памятников, которые можно "потрогать". Ну и британцы очень любовно относятся к истории, поэтому на каждом шагу натыкаешься на что-то историческое. Что очень здорово оживляет историю.
В идеале, к концу года, если все пойдет хорошо, у детей (ну или у старшего) в голове должна быть красивая лента времени и кусок карты. Это стержень, от которого уже можно будет плясать в сторону по карте для любого момента времени. И тогда в следующем году я смогу выбрать другую страну или другой временной период и давать его, уже привязав к тому, что он знает, показывать связи.
Такие мысли.