Эпиграф: - А кто у нас муж? - Муж у нас волшебник тормоз ...
Я только добрался прочесть всю дискуссию. Хотелось бы изложить еще и свою точку зрения на вопрос, и послушать, что вы скажете. Я не буду долго растекаться мысию по древу, а набросаю тезисно.
Итак, тезисы:
1)У нас есть два ребенка, но младший еще слишком младший, чтобы употреблять в его отношении термин "воспитание". Поэтому дальше речь о только о старшем. Про воспитание старшего я могу сказать то, что мы, мне кажется, не самые худшие родители, но у нас обоих есть четкое ощущение, что могло бы быть лучше. Как именно лучше? Наверное, это описывается словами "меньше пытаться давить, больше пытаться любить"[1]
2)В окружающем мире есть явление под названием "детский садик". Не вдаваясь в подробности, стоит заметить, что в большинстве виденных мною садиков организация процесса такова, что воспитатели-наблюдатели-надзиратели-сторожа просто физически не могут относится к детям даже так, как отношусь к ним я. Уж не говорю про отношение, близкое к идеалу. Я воспринимаю это просто как данность, факт, который надо принимать во внимание, но бороться с которым - бесполезно, т.к. это системный баг.
3)Впрочем, ради справедливости стоит заметить, что садик - это не только минусы. Это еще и несомненные плюсы. Их тут уже перечисляли: общение, развитие речи, иммунизация, родители получают "передых" и т.п.
Получается, что если хочется получить садиковские плюсы, то надо принимать садиковские минусы как данное, и пытаться их минимизировать (например, путем выбора подходящего садика). Минимизировать получится только до какого-то уровня, но "на нет" свести минусы не получится.
Какое влияние будут иметь садиковские минусы, в частности - наличие в садиках Архетипичных Садиковских Воспитательниц?
1)Ребенок сталкивается со Взрослыми с Авторитетом наперевес, которые ведут себя не так, как родители/родственники. Тут - первый интересный вопрос. Будет ли разница между родителями и воспитателями в детском саду настолько большой, чтобы ребенок ее ощутил и осознал? Мне кажется, что чем больше мы будем стремить свое поведение к идеалу, тем сильнее будет ощущаться эта разница.
2)Если, помимо родителей, ребенок видит ограниченное кол-во взрослых, и большинство их составляют вышеупомянутые Архетипичиские Персонажи из детского сада, то ребенок может получить неверные default settings о том, кто такие взрослые (какие они), и как с ними взаимодействовать. Бороться с этим можно двумя путями - показывать ребенку больше взрослых, хороших и разных :) Или же "учить его выстраивать отношению с людьми взрослыми и авторитетными" (см. top post).
Причем, учение это не обязательно будет иметь явные формы. Достаточно начать отвечать на ребенкины вопросы о том, "а почему Марья Ивановна ....?"
Т.е. мне кажется, что душевные терзания автора процитированных в top post фраз - не лишены смысла. Её методы решения проблемы оставим пока в стороне.
Лично у меня в сухом остатке остаются пока два вопроса: 1)Насколько мои априорные суждения похожи на то, что будет происходить в реальной жизни где-то через год? 2)Если я скорее "попал", чем "промазал", то - что делать? :)
PS [1] Как известно, добрым словом и пистолетом можно сделать больше, чем просто добрым словом. Однако, что авторы книг о воспитании детей часто облекают в слова мысль о том, что добрых слов должно быть больше, а наличие "пистолета" (возможности применить моральную или физическую силу) - еще не повод его применять. Поскольку пистолет - штука действенная, и есть риск забыть про доброе слово вообще :) С другой стороны, любить - занятие ответственное, и делать это надо Правильно, иначе можно разбаловать, сделать безответственными, ...
Особенно преуспели в этом деле товарищи Сирсы, которые на протяжении нескольких сотен страниц своей книги (книг) пишут о том, что ребенка надо любить больше, но любить при этом - правильно. Впрочем, слов на то, чтобы изложить свое понимание слова "правильно" у них не хватило (или это переводчики все изуродовали?). Сейчас я из своих ощущений и опыта делаю вывод, что рациональное зерно в этих мыслях есть (целый элеватор), но описать его другим я бы пока не взялся.
PPS Писать что-то - отличный способ навести порядок в своих мыслях. А если кто-то осилит многабукв и что-то мне ответит - тем лучше :)
- А кто у нас муж?
- Муж у нас волшебник тормоз ...
Я только добрался прочесть всю дискуссию. Хотелось бы изложить еще и свою точку зрения на вопрос, и послушать, что вы скажете. Я не буду долго растекаться мысию по древу, а набросаю тезисно.
Итак, тезисы:
1)У нас есть два ребенка, но младший еще слишком младший, чтобы употреблять в его отношении термин "воспитание". Поэтому дальше речь о только о старшем. Про воспитание старшего я могу сказать то, что мы, мне кажется, не самые худшие родители, но у нас обоих есть четкое ощущение, что могло бы быть лучше. Как именно лучше? Наверное, это описывается словами "меньше пытаться давить, больше пытаться любить"[1]
2)В окружающем мире есть явление под названием "детский садик". Не вдаваясь в подробности, стоит заметить, что в большинстве виденных мною садиков организация процесса такова, что воспитатели-наблюдатели-надзиратели-сторожа просто физически не могут относится к детям даже так, как отношусь к ним я. Уж не говорю про отношение, близкое к идеалу. Я воспринимаю это просто как данность, факт, который надо принимать во внимание, но бороться с которым - бесполезно, т.к. это системный баг.
3)Впрочем, ради справедливости стоит заметить, что садик - это не только минусы. Это еще и несомненные плюсы. Их тут уже перечисляли: общение, развитие речи, иммунизация, родители получают "передых" и т.п.
Получается, что если хочется получить садиковские плюсы, то надо принимать садиковские минусы как данное, и пытаться их минимизировать (например, путем выбора подходящего садика). Минимизировать получится только до какого-то уровня, но "на нет" свести минусы не получится.
Какое влияние будут иметь садиковские минусы, в частности - наличие в садиках Архетипичных Садиковских Воспитательниц?
1)Ребенок сталкивается со Взрослыми с Авторитетом наперевес, которые ведут себя не так, как родители/родственники.
Тут - первый интересный вопрос. Будет ли разница между родителями и воспитателями в детском саду настолько большой, чтобы ребенок ее ощутил и осознал? Мне кажется, что чем больше мы будем стремить свое поведение к идеалу, тем сильнее будет ощущаться эта разница.
2)Если, помимо родителей, ребенок видит ограниченное кол-во взрослых, и большинство их составляют вышеупомянутые Архетипичиские Персонажи из детского сада, то ребенок может получить неверные default settings о том, кто такие взрослые (какие они), и как с ними взаимодействовать. Бороться с этим можно двумя путями - показывать ребенку больше взрослых, хороших и разных :) Или же "учить его выстраивать отношению с людьми взрослыми и авторитетными" (см. top post).
Причем, учение это не обязательно будет иметь явные формы. Достаточно начать отвечать на ребенкины вопросы о том, "а почему Марья Ивановна ....?"
Т.е. мне кажется, что душевные терзания автора процитированных в top post фраз - не лишены смысла. Её методы решения проблемы оставим пока в стороне.
Лично у меня в сухом остатке остаются пока два вопроса:
1)Насколько мои априорные суждения похожи на то, что будет происходить в реальной жизни где-то через год?
2)Если я скорее "попал", чем "промазал", то - что делать? :)
PS
[1] Как известно, добрым словом и пистолетом можно сделать больше, чем просто добрым словом. Однако, что авторы книг о воспитании детей часто облекают в слова мысль о том, что добрых слов должно быть больше, а наличие "пистолета" (возможности применить моральную или физическую силу) - еще не повод его применять. Поскольку пистолет - штука действенная, и есть риск забыть про доброе слово вообще :)
С другой стороны, любить - занятие ответственное, и делать это надо Правильно, иначе можно разбаловать, сделать безответственными, ...
Особенно преуспели в этом деле товарищи Сирсы, которые на протяжении нескольких сотен страниц своей книги (книг) пишут о том, что ребенка надо любить больше, но любить при этом - правильно. Впрочем, слов на то, чтобы изложить свое понимание слова "правильно" у них не хватило (или это переводчики все изуродовали?). Сейчас я из своих ощущений и опыта делаю вывод, что рациональное зерно в этих мыслях есть (целый элеватор), но описать его другим я бы пока не взялся.
PPS
Писать что-то - отличный способ навести порядок в своих мыслях. А если кто-то осилит многабукв и что-то мне ответит - тем лучше :)
Reply
Leave a comment