Давно я уже хотела написать о том, как англичане взаимодействуют со своими детьми. Наблюдений было много, но времени упорядочить все это в голове и на письме все как-то не хватало. И тут
"Корни дуба"... Хочу набросать цитат по теме. Со вставками курсивом своих слов.
"В глубине души англичане убеждены, что родителям лучше быть чересчур строгими, чем чересчур мягкими, что «пожалеть розгу - значит испортить ребенка» (распространенная пословица). В Британии принято считать, что наказывать детей - это не только право, но и обязанность родителей, что даже если порка травмирует психику ребенка, она в конечном счете идет на пользу и что гораздо больше достойны порицания родители избалованных детей."
"По части телесных наказаний в школах мы являемся чрезвычайно жестокой страной. Польша отменила их еще два столетия назад. Законы, запрещающие бить детей, были приняты в Голландии в 1850 м, во Франции в 1888 м, в Финляндии в 1890 м, в Норвегии в 1935 м, в Швеции в 1958 м, в Дании в 1968 году. В Британии же телесные наказания школьников до сих пор не отменены.
Еженедельник «Обсервер» (Англия),1977."
"Итак, баловать детей - значит, на взгляд англичан, портить их. И самыми разительными примерами таких испорченных детей служат, разумеется, дети иностранцев.
Мне теперь достаточно издали бросить взгляд на семью, гуляющую воскресным днем в Гайд парке. Если ребенок восседает на плечах у отца или цепляется за подол матери, если он хнычет, чего то просит, словом, требует внимания к себе, или же если, наоборот, родители поминутно обращаются к детям, то понукая, то одергивая их, - я на сто процентов убежден, что это семья не английская.
Англичане считают, что проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру, что лишний раз поцеловать ребенка значит испортить его. В их традициях относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Такой подход к воспитанию заставляет родителей обуздывать свои чувства, а детей - волей неволей свыкаться с этим. Даже коляску с младенцем принято ставить так, чтобы плач его не был слышен матери и не рождал у нее соблазна подойти к ребенку и успокоить его."
Дети в колясках -- это вообще выше моего понимания. Английские дети живут в колясках первые 4 года жизни. А потом идут в школу.
Поскольку детей обычно больше одного, то очень частое явление -- многоэтажные коляски.
Причем не всегда младенец снизу, а более старший сверху. Иногда наоборот. И сидит такой себе двух-трехлетка на нижнем уровне, смотрит по сторонам или в спину верхнего уровня, сосет палец, ест сухарики или чипсы и не пищит.
Очень частое явление -- спящий в коляске ребенок. В метро, например, или в музее. Вы можете представить ребенка 3-4 лет спящего в коляске в шумном музее? Я это вижу регулярно.
А если ребенку старше года и младше трех захочется размять ноги, его сажают на поводок. Чтобы не потерялся. В музеях, опять же, это очень частое явления.
Слинги, переноски, эрго встречаются очень редко и нет никакой уверенности, что мама, несущая ребенка в эрго, -- англичанка. Папы редко, но носят детей на плечах.
"Если наши матери подчас одергивают детей без нужды, то англичанки избегают вмешиваться в их поведение, даже когда это, казалось бы, необходимо."
На детских площадках мамы обычно сидят на лавочках и общаются между собой или по телефону, читают книгу или журнал, а дети начиная лет с двух-трех самостоятельно развлекают себя на площадках. Площадки при этом часто достаточно большие и ребенок находится на приличном удалении от мамы. Детям не делают замечаний, не ходят за ними, не помогают им -- подсадить, покатать, помочь... Если встречается такая мама, то с очень большой, почти 100% вероятностью она -- иностранка.
Крики и наказания, одергивания и воспитание на площадках или в общественном месте -- очень и очень редкое явление.
"Важно подчеркнуть, однако, что подобное отношение к детям отнюдь не означает, что они растут в атмосфере вседозволенности. Напротив, дисциплинирующее воздействие родителей оказывается на них уже с очень раннего возраста. Но оно четко нацелено против определенных задатков и склонностей, которые считается необходимым беспощадно подавлять. Если ребенок вздумает мучать кошку или собаку, если он обидит младшего или нанесет ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Однако внутри ясно обозначенных границ запретного дети свободны от мелочной опеки и стороннего вмешательства, что приучает их не только к самостоятельности, но и к ответственности за свои поступки.
Едва научившись ходить, английский ребенок уже слышит излюбленную в этой стране фразу: «Возьми себя в руки!» Его с малолетства отучают льнуть к родителям за утешением в минуты боли или обиды. Детям внушают, что слезы - это нечто недостойное, почти позорное. Малыш, который плачет потому, что ушибся, вызывает откровенные насмешки сверстников и молчаливое неодобрение родителей. Если ребенок свалится с велосипеда, никто не бросится к нему, не проявит тревоги по поводу кровавой ссадины на колене. Считается, что он должен сам подняться на ноги, привести себя в порядок и, главное, ехать дальше."
Английские дети с малолетства приучены ездить в метро. Часто достаточно душном, часто достаточно шумном. Молча, не плача. Один раз видела плачущего в метро ребенка старше лет трех, сидящего в коляске. Пока он плакал, мама продолжала читать книгу. Через пару минут ребенок начал захлебываться. Мама ему что-то коротко сказала, даже не сильно наклонившись и совершенно не ласково. Ребенок еще чуть поплакал и успокоился.
"Поощряемый к самостоятельности, английский ребенок мало помалу свыкается с тем, что, испытывая голод, усталость, боль, обиду, он не должен жаловаться, беспокоить отца или мать по пустякам. Ему надо действительно серьезно заболеть, чтобы решиться сказать об этом родителям.
Английские дети и не ждут, что кто то будет кудахтать над ними, потакать их капризам, окружать их неумеренной нежностью и лаской. Они понимают, что живут в царстве взрослых, где им положено знать свое место, и что место это отнюдь не на коленях у папы или мамы."
Если ребенок не в коляске, то считается, что он уже достаточно взрослый, чтобы ему не уступали место в метро. Соответственно, когда я еду в метро с двумя детьми, места им уступают очень и очень редко. Если уступают, обычно садится кто-то один. Иногда, сажусь я и беру кого-то из них на колени. Это всегда вызывает косые взгляды. Особенно, если на коленях сидит шестилетний Максим.
"Набалованные дети, которые постоянно требуют внимания к себе, то и дело чего то просят или на что то жалуются, - большая редкость в английских семьях. Ребенок здесь, повторяю, с малолетства сознает, что окружающий его мир - это царство взрослых. Он привык быть предоставлен самому себе и как можно реже напоминать родителям о своем существовании. Пока дети растут дома, их не должно быть слышно. А со школьного возраста их в идеале не должно быть и видно. Это характерная черта английского уклада жизни."
UPD:
О чем именно был этот пост