Оригинал взят у
dr_serbskij в
Волшебный Григ Эдвард Хагеруп Григ родился 15 июня 1843 года
в норвежском городе Бергене. Уже с детства он проявлял любовь к музыке. Его мать была хорошей пианисткой, и первые уроки игры на фортепьяно он получил у нее.
Первым на дарование юного Грига обратил свое внимание Уле Бул, известный скрипач, проживавший в том же городе. Он и посоветовал отдать мальчика в Лейпцигскую консерваторию, куда Эдвард и поступил летом 1858 года. По окончании консерватории Эдвард переехал в Копенгаген, в котором его учителями стали талантливые датские композиторы Н. Гаде и Э. Хартман. В эти годы Григ пишет свои первые взрослые сочинения - пропитанные национальным колоритом фортепианные пьесы, скрипичные сонаты.
В 1864 году молодой музыкант на Рождественском празднике встретил свою двоюродную сестру Нину Хагеруп, которую не видел с детства. Эдвард влюбился, но родственники не приветствовали их отношений. Несмотря ни на что, влюбленные поженились в июне 1887 года. В 1888 году у них родилась дочь, которая через год умерла от менингита.
Убитый горем Григ ищет забвения в музыке и много работает. В тоске и одиночестве рождается его лучшее произведение, известное во всем мире - музыка к драме
Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Григ опубликовал около 130 песен и романсов, большинство из которых пропитаны норвежским фольклором, много гастролировал.
Эдвард Григ и Нина Хагеруп росли вместе в Бергене, но восьмилетней девочкой Нина вместе с родителями переехала в Копенгаген. Когда Эдвард увидел её вновь, она была уже взрослой девушкой. Подруга детства превратилась в красивую женщину, певицу с прекрасным голосом, словно созданным для исполнения пьес Грига. Прежде влюблённый лишь в Норвегию и музыку, Эдвард ощутил, что теряет разум от страсти. На Рождество 1864 года в салоне, где собрались молодые музыканты и композиторы, Григ подарил Нине сборник сонетов о любви, названный «Мелодии сердца», а после встал на колени и предложил стать его женой. Она протянула ему руку и ответила согласием.
Однако Нина Хагеруп приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Родственники отвернулись от него, родители прокляли. Вопреки всему они поженились в июле 1867 года и, не в силах терпеть давления родни, переехали в Осло.
Первый год совместной жизни был типичным для молодой семьи - счастливым, но трудным в материальном отношении. Григ сочинял, Нина исполняла его произведения. Эдварду пришлось устроиться дирижёром и преподавать игру на фортепиано, чтобы спасти финансовое положение семьи. В 1868 году у них родилась дочь, которую назвали Александрой. Спустя год девочка заболеет менингитом и умрёт. Случившееся поставило крест на будущей счастливой жизни семьи. После смерти дочери Нина замкнулась в себе. Однако супруги продолжали совместную концертную деятельность.
Они ездили по Европе с концертами: Григ играл, Нина Хагеруп пела. Но широкого признания их тандем так и не получил. Эдвард стал отчаиваться. Его музыка не находила отклика в сердцах, отношения с любимой женой дали трещину. В 1870 году Эдвард с женой приехали на гастроли в Италию. Одним из тех, кто услышал в Италии его сочинения, был знаменитый композитор Ференц Лист, которым Григ восторгался в юности. Лист оценил талант двадцатисемилетнего композитора и пригласил его на частную встречу. Прослушав фортепианный концерт, шестидесятилетний композитор подошёл к Эдварду, сжал его руку и произнёс: «Продолжайте в том же духе, у вас есть к этому все данные. Не дайте себя запугать!» «Это было нечто вроде благословения», - писал впоследствии Григ.
В 1872 году Григ написал «Сигурда Крестоносца» - первую значительную пьесу, после чего Шведская академия искусств признала его заслуги, а норвежские власти назначили ему пожизненную стипендию. Но мировая слава утомляла композитора и растерянный и усталый Григ уехал в родной Берген, подальше от столичного гомона.
В одиночестве Григ написал своё главное сочинение - музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». В ней воплотились его переживания той поры. Мелодия «В пещере горного короля» (1) отражала неистовый дух Норвегии, который композитор любил показывать в своих произведениях. В «Арабской пляске» узнавался мир лицемерных европейских городов, полный интриг, сплетен и предательств. Финальный эпизод - «Песня Сольвейг», пронзительная и волнующая мелодия, - говорил об утерянном и забытом и не прощённом.
Не в силах избавиться от сердечной боли, Григ ушёл в творчество. От сырости в родном Бергене обострился плеврит, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз. Нина Хагеруп отдалялась всё дальше. Медленная агония длилась восемь лет: в 1883 году она ушла от Эдварда. Долгие три месяца Эдвард жил один. Но старый друг Франц Бейер убедил композитора ещё раз встретиться с женой. «На свете так мало по-настоящему близких людей», - сказал он потерянному другу.
Эдвард Григ и Нина Хагеруп воссоединились и в знак примирения отправились на гастроли в Рим, а по возвращении продали свой дом в Бергене, купив чудесную усадьбу в пригороде, которую Григ назвал «Тролльхауген» - «Холм троллей». Это был первый дом, который Григ действительно полюбил.
С годами Григ становился всё более замкнутым. Его мало интересовала жизнь - своё жилище он покидал лишь ради турне. Эдвард и Нина бывали в Париже, Вене, Лондоне, Праге, Варшаве. Во время каждого выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.
В 1887 году Эдвард и Нина Хагеруп вновь оказались в Лейпциге. Их пригласил на встречу Нового Года выдающийся русский скрипач Адольф Бродский (впоследствии первый исполнитель Третьей скрипичной сонаты Грига). Помимо Грига присутствовали ещё двое именитых гостей - Иоганн Брамс и Пётр Ильич Чайковский. Последний стал близким другом четы, между композиторами завязалась оживлённая переписка. Позже, в 1905 году, Эдвард хотел приехать в Россию, но этому помешали хаос русско-японской войны и нездоровье композитора. В 1889 году, в знак протеста против дела Дрейфуса, Григ отменил выступление в Париже.
Всё чаще у Грига были проблемы с лёгкими, выезжать на гастроли становилось сложнее. Несмотря на это, Григ продолжал творить и стремиться к новым целям. В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Скончался Эдвард Григ в родном городе 4 сентября 1907 года.
Его музыку использует музыкальная психотерапия - лечение психических расстройств с помощью музыки и пения. Музыкальная психотерапия может быть как пассивной, когда терапевтическое воздействие оказывает прослушивание музыки и пения, так и активной, когда клиент сам играет на различных музыкальных инструментах, поёт, самостоятельно пишет тексты песен и музыку.
Музыкальная психотерапия берёт своё начало из глубокой древности. Именно тогда было замечено благотворное влияние музыкальных звуков на человека. Ещё античный мыслитель Пифагор, говорил о «музыкальной медицине», которая, по его мнению, оказывала на человека как успокоительное, так и тонизирующее воздействие. Платон и Аристотель также верили в целебную силу музыки, утверждая, что музыка позволяет вернуть человеку утраченную гармонию с самим собой и с окружающим миром.
Среднеазиатский врач и философ конца 10 - начала 11 века Авиценна также использовал музыку для лечения психически больных людей.
В Европе музыкальную психотерапию стали активно применять, начиная с 19 века, когда французский психиатр Эскироль ввёл её в психиатрических лечебницах. В конце 19 - начале 20 века исследования по воздействию музыки на центральную нервную систему проводили известные русские учёные В. М. Бехтерев, И. М. Догель, И. Р. Тарханов и другие.
В 1950 году в США была основана Национальная ассоциация музыкальной терапии, а в 2008 году Национальная ассоциация музыкальных терапевтов была учреждена и в России.
В настоящее время музыкальная психотерапия широко применяется во всём мире при лечении различных эмоциональных расстройств, страхов, фобий, стресса, депрессии и т.д. Музыка используется для расслабления в различных медитативных практиках. Также музыка может применяться для установления контакта между клиентом и психотерапевтом, когда в силу тех или иных причин оказывается сложно установить словесный контакт.
Благотворное влияние музыки на человеческую психику обусловлено тем, что по своей частоте музыкальный ритм близок к частоте дыхания и сердцебиения. Когда человек слушает музыку, его организм подстраивается под неё и, следовательно, у человека восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания, поднимается настроение, нормализуется сон.
Наиболее часто в музыкальной психотерапии применяется классическая музыка. Считается, например, что “Соната K448” Моцарта помогает при эпилепсии,
“Лунная соната” Бетховена,
“Кантата №2” Баха,
“Симфония” Гайдна и
“Итальянский концерт” Баха при неврозах и раздражительности,
сюита “Пер Гюнт” Грига,
“Грустный вальс” Сибелиуса,
“Грезы” Шумана и пьесы Чайковского при бессоннице,
“Колыбельная” Брамса,
“Свет луны” Дебюсси,
“Аве Мария” Шуберта,
мазурки и прелюдии Шопена,
вальсы Штрауса обладают успокоительным действием и способствуют снятию стресса, а
“Аве Мария” Шуберта,
“Лунная соната” Бетховена,
“Лебедь” Сен-Санса,
“Метель” Свиридова способствуют борьбе с алкоголизмом и курением.
Музыкальная психотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой работе, при этом используется множество различных музыкальных инструментов - от органа до колокольчиков.
Музыкальная психотерапия - способ достичь гармонии и согласия с самим собой.