Наткнулась утра на интересную
ТЕМУ. Кратко поясню, в чем суть: председатель Челябинского отделения Всероссийского общества охраны природы Владимир Брижанин, зарегистрированный кандидатом в губернаторы Челябинской области, предлагает законопроект о том, чтобы запретить в городах-миллионниках, например, в Челябинске, деятельности промышленных предприятий, которые выбрасывают вредные вещества.
Сама по себе идея кажется здравой, тем более в свете многочисленных
жалоб населения Челябинска на вредные выбросы. И в городе есть ряд радикально настроенных людей, которые поддержат идею Брижанина. Но не все так просто. И сам Владимир прекрасно понимает, что на таких производствах работают десятки тысяч человек.
В любой другой экономической, внешнеполитической ситуации можно было бы попробовать реализовать такую инициативу. Не сразу, постепенно, но тем не менее. Сейчас же ни одно промышленное производство не может себе позволить такой роскоши, как перенос производства за территорию мегаполиса. Почему? Да все просто - промпредприятия не в самом лучшем положении, чтобы тратить средства на перенос. Элементарно не хватит денег: нужно не только перенести производство, но и выдержать какое-то время вынужденного простоя. Также на это время люди останутся без работы, и опять же в нынешней ситуации нет возможности их временно перебросить на другие объекты. Ну и давайте отдавать отчет - налоговые отчисления от промпредприятий дают значительную долю поступлений в региональный и федеральные бюджеты. Экономически нецелесообразно сейчас проводить в жизнь предложения Брижанина. Хотя не исключаю, что в перспективе это вполне может быть.
Я бы предложила Брижанину отталкиваться от реалий дня сегодняшнего и разработать другие варианты законопроекта об охране окружающей среды.
Вот схема, по которой видно, какие основные загрязнители воздуха есть:
1. Промышленность. Здесь самое эффективное - экономическое воздействие на загрязнителей. Например, введение регулирующих налогов на размещение отходов, вредные выбросы и т.п. Можно еще ввести принцип, когда за конечный продукт, который поставляет предприятие-загрязнитель, устанавливается надбавка. Выгоднее будет покупать у тех, кто соблюдает экологические нормы. И волей-неволей «грязные» производства вынуждены будут стать «чистыми». А можно еще взять пример с Дании, где есть практика продажи квот на выбросы.
И к этому добавить можно передачи части налогов от загрязнения на счета специализированных фондов, которые направят их на природоохранные мероприятия. К слову такая идея уже
заявлена другим кандидатом на пост губернатора - Борисом Дубровским.
2. Транспорт. По данным ВОЗ и других международных организаций, выбросы от транспорта стоят на втором, а в некоторых городах даже на первом месте по уровню загрязнения воздуха и почв.
Тут, конечно, нужна особая государственная программа по стимулированию перевода автотранспорта на экологически чистые виды топлива, а в идеале - создание отечественных недорогих электромобилей. Пример Франции нам в помощь. К слову, модернизация транспорта даст стимул для развития промышленности (будут деньги на очистные сооружения и экологические программы), дорог (строительство высокоскоростных магистралей), повысит качество жизни населения.
3. Жилье. Если говорить откровенно, то основной загрязнитель природы - человек и его жизнедеятельность. Это бытовой мусор, пластиковые бутылки, дым и т.п. Это то, что мы в состоянии изменить сами - без всяких законопроектов и инициатив. Единственное, чем тут может помочь государство - ввести программы по обучению основам экологической грамотности.
4. Производство энергии. Предприятия, вырабатывающие энергию, различные потребители энергии, а также предприятия, добывающие и перерабатывающие природные ресурсы для энергетики, объединены в ТЭК, очень серьезно загрязняют биосферу. Тут опять же Брижанин мог бы выступить с инициативой: экономии и повышение эффективности использования энергоресурсов; уменьшения использования ископаемых видов топлива (что позволит сократить выброс двуокиси углерода). Ну и плюсом - охрана лесов.
Так что идея с запретом промышленных предприятий на территории города - это стоит оставить до времен экономической стабильности и процветания. А пока можно было бы сосредоточиться вот на этих 4 пунктах.