19 апреля 2010 года Александру Петровичу Ткаченко исполнилось бы 65. Всего 65. И уже три года его нет с нами.
Поэт Безыменский когда-то написал стихотворение про партбилет. Там есть такие строчки:
«Один лишь маленький, один билет потерян,
А в боевых рядах - зияющий провал...»
В рядах российских правозащитников (писателей-поэтов) без Ткаченко - зияющий провал. Ряды эти и без того немногочисленны. Всякая трусливая шушера пытается либо тявкнуть что-то против правозащитников, либо, как было недавно в отношении Людмилы Алексеевой, ударить…
Уверен, что Александр Петрович был бы сегодня рядом с теми, кто выходит на площади, кто призывает соблюдать Конституцию и права людей.
Одним из первых Александр Петрович назвал процесс над Михаилом Ходорковским - политическим.
Он говорил : «Постоянно процесс политический должен быть для того, чтобы был посеян в обществе страх, для того, чтобы легче было управлять государством». В одном из интервью он сказал: «Мне очень жаль, что мы наблюдаем все это: и стыдно за это, и больно. И самое главное, что бессилие повергает людей, которые думают, в уныние. Получается, что это тупиковая ситуация. Она не только тупиковая для Ходорковского… Впервые в нашей стране на грани социализма и капитализма появляется такой человек, которого судят за то, что он сделал большие деньги, за то, что он создал большую компанию».
Я часто перечитываю Сашины книги, словно пытаюсь договорить с ним о чем-то… О чем?
О чем бы ни говорили - конца разговору не было видно. Потому и думали, что жить будем долго. В Крым собирались… Почти земляки: он - крымский, я - херсонский. Одно солнце, одно небо, и запах моря одного - Черного.
…Нету Петровича. Три года… «Трава болит, небо болит, земля болит. До сих пор…»
А после этого стихотворения в его последней книжке - Страница молчания.
Помолчим и мы.
Есть о ком.