Об искусстве.

Mar 17, 2014 00:38



(Из цикла «Разговоры с Укой»)

Посетив недавно художественную выставку, Ука была озадачена кажущейся бессмысленностью представленных на ней картин. Одним словом, «каракули». На вернисаж съехались седовласые коллеги автора. Их хвалебные речи окончательно озадачили Девочку, решившую, что всё происходящее - не более, чем возможность для немолодых уже людей обеспечить друг другу ощущение востребованности, «ненапрасности». Так это или нет, судить не берусь. Хочу лишь вместе с Укой попытаться понять, что же такое - настоящее искусство?

Итак, что такое искусство? Если размазывание красок по холсту - искусство, то и размазывание пальцем дерьма по стенке тоже имеет право так называться? Строго говоря, да. Если, конечно, под искусством понимать тот или иной способ самовыражения. И многие люди за право таким образом самовыражаться готовы идти на баррикады, защищая всевозможные сомнительные инсталляции и перформансы. Другие считают делом чести громить и жечь такое «искусство». И делают это часто с хоругвями наперевес, превращая свой протест в тот ещё перформанс.

Но в том-то и дело, что искусство, на мой взгляд, не способ самовыражения, заключающийся в размазывании красок, ударах по клавишам или замысловатых телодвижениях. Искусство - это содержание телодвижений, их наполненность. Именно в содержании кроется ответ, что считать искусством, а что нет. Оставим пока в стороне тот факт, что, к примеру, балет «Лебединое озеро» в исполнении труппы Мариинского театра для одних людей непревзойдённая красота, для других - нелепое задирание ног.

В обществе, обладающем хоть малейшим инстинктом самосохранения, искусством может быть признано только то, что возвышает человека, делает чище, добрее.

Таковы ли картины, представленные на выставке, которую ты недавно посетила? Честно говоря, не знаю. Судя по фотографиям, в них нет негатива, что в сегодняшней реальности уже немало. Пусть даже это всего лишь способ существования художников-«каракулистов». Вполне вероятно, что мы просто чего-то не догоняем. А многие посетители, судя по отзывам, получили удовольствие от вернисажа. И потом, есть люди с очень богатым воображением. Для таких людей «Чёрный квадрат» Малевича велик тем, что глядя на него, они способны представить величайшие картины мироздания. Он даёт им возможность всё это видеть, не отвлекая деталями. Тогда, как в сюжетных картинах мы чаще всего видим лишь то, что хотел показать нам автор. Тем самым знаменитая «мазнялюбойдурактаксможет» открывает перед нами Мир.

Тут я, наверное, себе противоречу. В том смысле, что проблематично в черной бездне Квадрата узреть чистоту, доброту и что там ещё я называл непременными составляющими настоящего искусства? Но это точно не прикол и, как модно сейчас говорить, не фейк. Может, выше я рассуждал упрощённо? И искусство есть всё, что тем или иным способом воздействуя на нас, заставляет мыслить, чувствовать, злиться, наконец? То есть побуждает к внутренней работе. И именно в результате такой работы кто-то разглядит, наконец, в «задирании ног» на балетной сцене красоту, а в «голой бабе» на картине Тициана прекрасную женщину? «Не измучившись, мне не услышать музыки…», - говорил Антуан де Сент Экзюпери.

И последнее. Главное, без чего любое искусство легко превращается в балаган, сформулировал Анатоль Франс: «Чувство меры в искусстве - всё».

Искусство. Красота. Добро. Труд.

Previous post Next post
Up