Достался мне от Лены 1988.
Год довольно знаменательный во всех отношениях, хотя в 19 лет любой год будет знаменательным и полным событий.
Январь - Февраль
Поскольку я училась на втором курсе, то о Новом Годе, как празднике, никаких воспоминаний не сохранилось - один сплошной экзаменационный период. 5 - 6 экзаменов в перерывом 3 дня. И все надо сдать сходу, без пересдачи, потому что после экзаменов ожидалась экспедиция - на Валаам... Зимой, на лыжах, с замечательной «целью» - прокладывать туристические зимние маршруты. Летели мы туда на вертолете, до которого добирались с бесконечными пересадками... А я, домашний наивный ребенок, все никак не могла поверить, что являюсь частью этой жизни - с каким то другим запахом... Жили мы в монастыре, готовили на печке, кажется, остров был белый и пустой, красиииивый... короткие дни, длинные вечера. Навсегда запомнились белые монастырские стены, голубое небо, и на этом фоне черные корявые ветви деревьев. Кроме нас, там жила группа ребят - биологов из Питера, думаю, они занимались более осмысленной деятельностью, чем мы. У одной из девочек была флейта - как она на ней играла... Гребенщикова... Потом мы еще приезжали к ней в гости в Питер - когда - не помню.
Март - Апрель - Май
Учеба и экзамены. Вода, математика и - единственное, что стоит отдельного упоминания, курсы по Истории партии и Научному коммунизму. А может коммунизм был на третьем курсе? Не помню. Лектор был в полных непонятках. Философию коммунизма он преподавать не хотел, оа на классическую - образования не хватало. И он учил нас астрологии. Мы составляли себе карты и прогнозы и все получили зачет. История партии была знаменательна тем, что учебник написал мой двоюродный дедушка, а реферат по роли партии в революции 1905 года - моя мама. Где то в районе апреля - мая мы спонтанно и не очень умно решили отправится в Туапсе - в горы. Поездка была хороша и оставила целый ворох воспоминаний- я первый (и последний) раз была в горах, шла - тащилась до снега, собственно, это был настоящий трек - без снаряжения, и катались по леднику мы на полиетиленовых пакетах.
Июнь - Июль
Полевые практики в Пушино, на реке Оке и в Красновидово, на водохранилище.
Только сейчас я задумываюсь над тем, как не просто было организовавыть такие студенческие выезды, и какими энтузиастами были - и есть - наши преподаватели. В самые нищие годы они не отменяли полевых выездов и ответственно подходили к делу подготовки молодых специальстов (пафосно так). Было видимо много любовей и романов, но чаща сия меня минула. Основной моей деятельностью на любовно-товарищеском фронте было написание писем приятелям - солдатам (тогда наших сверстников забирали в армию из универа тоже). Письма писать я всегда очень любила и были они длинные и занудные, видимо. С того года, собственно, началась моя «другая» жизнь, с новыми - до сегодняшеного дня - друзьями и интересами.
Август
Байкал, мой последний выезд в экспедицию не по специальности, Ольхон, туман, много природы и такие разные, разные люди...
А в сентябре я познакомилась со своим будущим мужем. Произошло это на лестничной клетке между 16 и 17 этажами ГЗ. В тот день я единственный раз в моей жизни одела мини-юбку. Мы посмотрели друг другу в глаза - и... мда. Именно так все и было.
Мы гуляли, и разговаривали, и ругались тоже - не была бы я такой наивной, не было бы у меня сейчас моих детей. Святая вера в человеческую разумность сыграла со мной с поддавки - и мысли о том, что все могло быть иначе, на этом этапе объявляются деструктивными!
Он сидел со мной на лекциях по метеорологии, а я с ним - на практических по интегральному исчислению. Он учил меня Фортрану и сдавал зачеты по вычислительным методам за всю нашу гидрологическую группу - в тот семестр мы превысили средний балл по этому курсу.
Новый Год мы встречали наверное вместе - и я опять ничего не помню. А потом наступил год 1989. И я снова уехала в экспедицию...