Я очень расстраиваюсь, когда вижу тупые и бессмысленные атаки на украинцев и украинскую культуру. Люди повторяют пропагандистские клише о нациках, погромах при Богдане Хмельницком (да, погромы были, но разве больше ничего не было? Кстати, эти погромы были направлены и против поляков), почему-то я даже встречаю заявления, что украинские фашисты сжигали евреев в газовых камерах. Это вообще что?
И никто даже не затрудняет себя элементарным поиском в гугле, чтобы понять, о чем и о ком идет речь.
Я решила дать эту ссылку.
http://www.jewish-heritage.org/sea6.htm Надеюсь, те, кто прочитает этот пост, поймут, почему меня это так задевает.
Завтра отредактирую пост на свежую голову.
Когда-то много лет назад я по заданию партии одной организации занималась поисками еврейских документов в двух архивах. Работа была очень кропотливой, так как архивы тогда не были компьютеризированными.
Моей задачей было найти документы, имеющие отношение к еврейской культуре, по возможности посмотреть на них и описать.
Я вручную перебрала два гигантских архива: один архив рукописей при Институте литературы им. Шевченко, а второй - Архив-музей литературы и иск-ва Украины. Это было замечательное время. И дело не только в том, что это был 1994 год, а моя талия была 67 с, тогда я общалась с очень приятными, по-настоящему интеллигентыми людьми.
Никогда не забуду Лесю Климовну, которая заведовала архивом, очень трогательная, душевная и милая женщина, она зачитывала мне цитаты из Шолом-Алейхема и говорила о том, как много общество у укр. и евр. народов. И вообще с ней было так приятно общаться. А находился этот Архив-музей в Софиевском соборе. Я шла туда, как на праздник.
В этом архиве хранились фонды всех, кто числился в Союзе писателей Украины. Очень часто в папке была лишь какая-нибудь справка о том, что имярек страдает от такой-то хвори и достоин получения бесплатной путевки в санаторий, и все.
Но попадались и настоящие жемчужины. О них можно прочитать в приложении, если прокрутить ссылку до конца.
Например, фонд Леонида Первомайского (настоящая фамилия - Гуревич Илья Шлемович), укр. писателя и поэта, автора романа "Дикий мед" (был даже фильм такой о войны), где я обнаружила его переводы стихотворений Д.Гофштейна с идиш на украинский.
Или, скажем, фонд Николая Осиповича Пружанского, еврейского писателя и общ. деятеля, который писал на русском языке.
Очень много интересного я нашла, конечно. в отделе рукописей Института литературы.
Самыми интересными были, конечно, фонды Киевской цензуры и фонд Ивана Франко, который редактировал "Лiтературно-науковий вiсник", поэтому в его фонде я нашла множество писем, рукописей других авторов, в том числе переводы с идиш на укр. Например, Вольфа Эренкранца, Семена Фруга и других.
А еще я нашла там письма Грыцька Кернеренко Ивану Франко, как оказалось, еврейского писателя Кернера, взявшего укр. псевдоним, что было соверенно нетипично для того времени. поскольку, чтобы пробиться в элиту, нужен был только русский.
Ну, и самое главное для меня, так как это была тема моей, увы, ненаписаной работы, там были переводы Священного Писания с древнееврейского на украинский.
Дело в том, что во второй половине 19-го века стала очень распространенной тенденция переводить тексты Пятикнижия на родной языке, чтобы люди понимали Слово Божье, ведь до того богослужения шли на старославянском и латыни, не понятные людям в их основной массе. И многие стали переводить из первоисточника, а для этого брали уроки древнееврейского языка у раввинов. Тема близости судеб украинского и еврейского народов в творчестве укр. писателей проходила красной нитью.
Конечно, были и антисемитские материалы, но я же не утверждаю, что антисемитизма не было. Был, ибо поддерживался сверху, даже поощрялся. Но стоит ли фокусироваться только на этом, не беря во внимание другое?
Слишком много уделялось внимания и средств изучению погромов. Да, это нужно, но получился перекос, которым воспользовалась пропаганда. Ах, Украина и евреи? Ну это только погромы. Но это же не так.
И, с другой стороны, выходит, что в нашей истории, истории евреев в галуте, больше ничего не было? Мы только жертвы?
Неправда. Я не хочу так о себе думать.
Кстати, это небольшое описание, - одно из моих, к сожалению, немногочисленных достижений, которыми я горжусь.