5 февраля 2011 года
История главная: Тахрир, наконец.
Ничто, вроде бы, не предвещало египетского взрыва.
Как и везде на Ближнем Востоке и некоторых евразийских странах портреты национального лидера украшали все более-менее значимые общественные места. Как и положено, в таких случаях, на смену дряхлеющему президенту уже вырос молодой и амбициозный, не чуждый новым веяниям (twitter/facebook/iPad/iPhone) сын-преемник. Как это принято в суверенных демократиях, партия власти без особых усилий побеждала на выборах разрозненную и прикормленную оппозицию…
- Зато у нас стабильно, - отвечали гиды египетских туристических компаний на вопросы туристов о причинах политического долголетия Хосни Мубарака.
Но проходит время, законы смены поколений и элит - неумолимы. Все свои ошибки власть совершает сама. В начале - взятая под контроль пресса не в состоянии адекватно оценивать действия управляющих, затем власть, развращенная бесконтрольностью со стороны СМИ, «берет в управление» судебную систему, дальше - больше: ставка на силовые структуры приводит к возникновению новой элитной прослойки - армии, которая еще, конечно, не «преторианская гвардия», но уже ощущает себя независимым от институтом общества, далее - по обычной коррупционной схеме: ты получишь свой кусочек пирога только в том случае, если ты - член правящей партии, муж сестры жены брата сына помощника секретаря канцелярии. Наконец, new media и new generation ставят вопрос: а причем в этой системе мы? Революции начинаются именно с этого вопроса: «Причем здесь мы»?
Нам, не владеющим арабским языком, не читающим египетскую прессу, не прожившим в Каире ни дня, и зачастую судящим о стране лишь по туристическим вывороткам Хургады и Шарм-эль-Шейха очень трудно, практически невозможно, понять - что заставляет сотни тысяч людей всех возрастов однажды выйти, чтобы сказать «Хватит».
Наш мир ленив и эгоистичен, нас интересует, прежде всего, то, что может коснуться лишь нас самих, мы не очень вникаем в суть событий, предпочитая яркие факты (фото, видео, цитаты и т.п.) трезвой и профессиональной аналитике, рождающейся зачастую в пыли библиотек, нам проще жить в мире стереотипов, которые чем проще - тем лучше.
Если что-то происходит в стране, где господствующей религией является ислам, как бы политологи и как бы эксперты-исламоведы, любящие попиариться на фоне горящих улиц, начинают завывать - «скоро к власти придут исламские фундаменталисты».
И еще одна мысль, которая настойчиво выливается на нас из уст этих «экспертов» - «Демократия - удел просвещенных сообществ, в странах третьего мира любые движения, направленные на изменения в структурах власти кончаются хаосом».
Что, конечно, совсем не так.
Каир сегодня - это новый этап противостояния свободы и хлеба, противостояния, где очень трудно предсказать, кто в конечном итоге победит - поколение, жаждущее перемен - или поколение, выросшее на гарантированном пайке. Слишком просто было бы окрасить сторонников изменений и противников в какие-то цвета - но очень удобно: чего с них, этих бедных людей, взять? Этим платят в США, - а этим - в Иране, все просто и ясно - смотрим шоу по всем каналам и «переживаем за судьбу российских туристов в Конго, т.е. Египте».
Тахрир - это и митинг - и народное гуляние, каждого входящего сюда встречают аплодисментами и пением, с нами общаются, пытаются объяснить - кто стоит на этой площади и почему. Каждую новость государственных египетских каналов обсуждают, критикуют или поддеживают. Количество людей на площади постоянно меняется - от нескольких десятков до сотен тысяч, «Движение 25 января», контролирующее обстановку на площади воспринимает площадь как единственную свободную территорию Египта, которую нужно охранять от провкаторов, и даже армии, которая иногда пытается сужать периметр. В оцеплении демонстрантов, проверяющих у нас документы и на наличеи оружия стоят профессора и студенты, врачи и адвокаты, артисты и инженеры - сплошь интеллигенция египетской столицы. Здесь есть своя газета, но большинство общается чере твиттер и фэйсбук. Иногда возникает ощущение эйфории, особенно, когда начинает накрапывать столь редкий в Египте дождь.
Люди приходящие и живущие в палаточных городках - очень разные. Кто-то постоянно заводит толру лозунгами и речевками, кто-то не забывает помолиться, кто-то в кругу друзей что-то горячо обсуждает. Понимая, что мы иностранцы - нам все-время пытаются объяснить что тут происходит. И у всех на лице надежда на конечную победу. Когда мубарак, наконец уйдет - на Тахрир точно выйдет несколько миллионов человек.
Но Революция - это не только политика.
Революция, - это прекрасный повод просто выйти на всю ночь на улицу и посидеть у разожженного костра. В общем-то, даже не имеет большого значения, где мы разожгли этот костер, пусть, даже например и на газоне возле дома.
Революция - это прекрасный повод демонстративно нарушить назначенный правительством комендантский час - ради игры в футбол - пикет - на пикет, например. Революция - это повод сделать самоотверженное лицо и на вопрос жены «Куда ты, на ночь глядя?» ответить: - «я ушел на дежурство».
И еще: революция, не победившая в одночасье, начинает превращаться в некое подобие пережеванного безвременья - одна элита еще не ушла, другая - еще не пришла, люди приспосабливаются ко всему, в т.ч. и к такому времяпровождению.
В общем, как в классике: Верхи не могут, а низы не хотят.
Контрреволюция на верблюдах
Впрочем, вернемся на Тахрир. Режиму, потерявшему безоговорочную поддержку армии и растворившуюся в массах полицию, остается только одно: тянуть время и спасать активы, как это по-руски - «уходить в кэш»..
Время можно затянуть, призвав, уже за деньги, проверенных людей.
В разных странах «проверенные люди» называются по-разному. У них накачанные бицепсы и бритые затылки. Они вооружены битами и ножами, для резки баранов. Они клянутся в верности национальному лидеру, называют себя разными патриотическими именами, отождествляют Родину - и партию, в общем - являют собой как бы народную/молодежную поддержку любимому руководителю. Ну, разумеется, за небольшую мзду - кому охота работать бесплатно?
Цена вопроса - 300 фунтов, по нынешнему уличному курсу - около 1800 рублей за смену.
Именно они, вооружены «коктейлями Молотова», ножами и дубинками напали на манифестантов, стоящих на Тахрире. Именно они в большинстве своем отбирают у журналистов камеры, избивают их, врываются в номера гостиниц и квартиры домов стремясь посеять, прежде всего страх, так сказать - зачистить информационное пространство: нет ничего страшнее ТАКОЙ свободы и ТАКОЙ революции.
Но, как и в других странах, просвещенная часть общества прекрасно знает: кто и когда и каким образом становится сторонником президента Мубарака. Ничего нового, для российского читателя я не открою: движения в поддержку партии и государства за 1800 рублей в день на участника придуманы не в Египте, и используются они не только во время смены власти, тогда, когда кого-то надо хорошенько испугать.
Предварительное послесловие
Утром в понедельник 7 февраля информационные агентства всего мира наконец начали передавать новости о том, что ситуация в столице стабилизировалась. Журналисты, научившиеся камуфлироваться под туристов, продолжают свою работу. Президент пока у власти, но даже государственное телевидение наконец стало давать микрофоны лидерам студенческой оппозиции - тем, с кем нам удалось переговорить в перерывах между митингами.
Что будет дальше пока неизвестно никому.
Юрий Щегольков, Хургада - Каир - 3 - 7 февраля.