Искусство традиционное, как известно, переживает тяжелейший кризис. В поисках нового сворачиваются горы, расшибаются лбы, кураторы рукоплещут, общественность в обмороке, а перформансы и инсталляции захватили все выставочные пространства, включая медиа. Больше не ценится умение рассказать что-то простыми и ясными изобразительными средствами. Ежегодно из художественных учебных заведений выпускаются сотни людей, научившихся достоверно и в подробностях изображать наборы предметов, ландшафты и гомосапиенсов.
Первое, с чем столкнутся эти талантливые мальчики и девочки после диплома - невостребованность. Вчерашние студенты, не мыслившие жизни без какой-нибудь дурацкой живописи или скульптуры, разойдутся кругами по воде - станут преподавателями в родном ВУЗе, уйдут в дизайнеры или культурологи, подадутся в архитекторы, выйдут замуж и будут вышивать салфетки, в конце концов. И только самые стойкие, те, в чьи сердца стучит пепел, останутся в искусстве. Что же им делать?
Можно уйти в искусство "не для всех" и создавать работы, понятные только специалистам, в работах тонко шутить, оставляя отсылки к, скажем, Петрову-Водкину и Леви-Строссу одновременно. Но это сложно, хотя бы потому, что для начала надо хорошо знать всех этих Водкиных-Строссов.
Можно делать загадочные инсталляции и давать им красивые названия. Но помните - вы рискуете. На моей памяти с одной такой инсталляцией произошёл неудобный казус - открываем выставку, монтаж завершён, экспонаты расставлены, художники с умиротворенными и одухотворёнными лицами растаскивают последние стулья по своим павильонам, а по соседству с нами располагается нечто, производящее, скажем так, эффект незавершённости.
Поддавшись любопытству, заглянула туда одна консервативная коллега, простодушная и наивная, не знавшая, что с некоторыми разновидностями работ надо знакомиться исключительно путём чтения описаний в каталогах галеристов. Спросила что-то и выбежала из павильона немедленно, красная и смущённая. Оказывается, она, сама того не желая, нанесла страшный удар по самолюбию автора инсталляции - сдуру поинтересовалась: "А что, вы экспонаты не привезли ещё?" и услышала в ответ суровое: "Это и есть экспонаты". Всю выставку потом переживала и каялась в своей дремучести...
Впрочем, есть и другие варианты. Можно удариться в примитивизм и воспеть в своих работах эстетику маргинальной среды, а чтобы смысл изображенного был понятен, писать основную мысль крупными буквами прямо поверх работы. Вполне доступно и пользуется спросом. Люди, опять же, любят такой жанр.
Можно избрать путь уже упоминавшегося перформанса. Нет, не как у Марины Абрамович, убедительно доказавшей, что так называемый "цивилизованный человек" до сих пор всего лишь любопытная и жестокая зверушка, попроще. Зачем стараться, если есть дешёвый эпатаж? Достаточно сжечь дверь или опоить посетителей выставки менструальной кровью - и всё, вы художник и звезда. Удобно. А на неудобные вопросы и критику однозначно реагировать в духе "выничегонепанимаити" и "яжежертварежЫма".
В общем, с кризисом в искусстве, я думаю, мы справимся. Главное - не забывать подливать винишка посетителям и успеть сфотографировать, если кто-то начнёт тошнить, не отходя от экспоната.