А ведь у меня навалом неопубликованных фоток с летней поездки на север. Надо исправляться!
Самая северная точка этого путешествия - Бесов Нос. Знаменит своими петроглифами, соснами, песчаным берегом, маяком...
Бесов Нос - мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная.
Знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).
Но чтобы попасть на мыс, нужно преодолеть дцать километров доброго бездорожья, выбрав один из двух маршрутов. Северный представляет собой каменный триал по болотам и валунам между сосен, перемежающийся перегонами по песку. Второй, южный - рубилово в лесу по болоту. Здесь же есть запасной вариант - бросаешь машину у местного аборигена, и он за 40 минут на лодке по реке доставляет на место. Мы выбрали южный.
Первое испытание после деревни - мост. Мост многострадальный.
Колея слева только на фото кажется нормальной. Она квадроциклетная, и держится все на честном слове...
За мостом, как водится, давно никто не ухаживает. Добавил своего рейдер, который чистя снег, задел край и слегка сдвинул полотно с опор
А в последнее время развернулась настоящая баталия между джиперами и местными. В борьбе за пассажиров лодок, аборигены стараются уничтожить мост всеми способами: разобрать кусок, подпилить-подрубить, поджечь. Непременно навалят кучу овна по центру. А затем приезжают джиперы, пытаются мост восстановить. Но силы неравны...
Приехали мы к мосту, почесали репу. Сразу за нами прибыл заряженный Ниссан, с экипажем которого было собрано совещание. Померили колею, попинали мост, да решили, что лодку арендовать дешевле и интереснее, чем выковыривать машину из речки. На этом и разъехались. Мы отправились ставить ранний лагерь.
Места просто шикарные. Вечером смотрели фильм сквозь накомарник, чем немало поиздевались над полчищами комаров. Я же, используя весь свой словарный запас, вспоминал проектировщиков фары и русские дороги, а также китайцев - производителей диода, выковыривая последний из плафона фары, куда он провалился. Задача решилась установкой машины под углом 45 градусов к горизонту, и ударами кулаком.
Утром, быстро нашли такси и отправились к цели
И ни разу не пожалели! Пейзажи Черной заслуживают внимания!
В устье реки стоит толпа рыбаков и отдыхающих самых разных мастей
Несколько лет назад здесь налетел лютый ветровал, переломавший половину деревьев на побережье. Народ неделю прорубался с бензопилами в цивилизацию
А вот и Онега показалась
Дошли до маяка, который успешно разбирают на сувениры и дрова
А вот и петроглифы
А это лук
Наш лодочник. Собака ни на секунду не отходила от хозяина. В лодке деловито забралась на нос, задумчиво смотрела вдаль половину дороги. Затем ушла греться вниз. Гоняла чаек на берегу. Крутая.
Еще немного видов
Конец северной дороги. Тут умудряются протиснуться на Уазах. Впрочем, не все - деревья повсеместно побиты на уровне крыши
На этом рассказ про Бесов Нос заканчиваю. Мы отправились дальше, но это уже совсем другая история!
Рассказы об остальных путешествиях вы можете найти в
оглавлении журнала!