"Война и мир" по-итальянски. Наши дни (почти)
- Да, вру, потому что ты требуешь от меня однозначных ответов, а однозначные ответы почти всегда ложь.
Все четыре книги были выпиты залпом, хотя питие было мучительным, а прекратить пить нет никакой возможности. Просто алкоголизм какой-то!
Автор заставил прожить чужую жизнь, переболеть ее, выстрадать. Книга жгласть, колола, пьянила, плевалась, ругалась и скандалила, ну настоящая итальянка! Главная героиня Элена очень часто меня бесила своим отношением к собственной персоне. Лилу я возненавидела с самого начала. Короче, мне было не просто, но оставить эту эпопею недочитанной также мучительно как и продолжить иметь с ней дело. Оставался один выход - дочитать и вздохнуть - кончилось.
Но вот кончилось ли? Дело все в том, что Ферранте оставляет Элену в депрессивном, упадническом состоянии, с чувством поражения, а так как читатель сживается с этим персонажем, то и он остается с этими чувствами. А вот наш Лев Николаевич приводит основных персонажей в гармоничное состояние и читатель успокаивается вместе с ними. Здесь же приводить себя в порядок приходится самостоятельно. Хорошо, что я знаю как.
В большинстве случаев человек с рождения получает такую программу: ты никто, пустой ноль, а вон тот огого какой, равняйся на него. И бедный человечек с течением жизни доказывает всем, что он такой же "огого" разными способами, при этом мучительно осознавая, что он совсем не такой и еще больше чувствует свою пустоту. Всю жизнь он сравнивает себя с какими-нибудь "огого", постоянно соперничает с ними, пытается унизить и получает унижение, превращая свое существование в какую-то войну. Все что есть в жизни: любые отношения, любовь, дружба, вражда, любые занятия направлены только на то, чтобы достичь "огого". И этим занимаются все. Так вот в этой войне нет победителей, проигрывают тоже все. В данной эпопеи это и доказано - несчастны все. Какой же выход? Да все же просто - не играть в эти игры! Не сравнивать себя ни с кем, наплевать как ты выглядишь в чужих глазах, делать то, что нравится, знать свои способности и свои неспособности, принять это, то есть быть собой. Периодически с Эленой это прозрение происходит, но ее все равно кто-то да увлекает новым противостоянием. Конечно, в этом соперничестве есть плюсы: в результате ты трудишься и чего-то достигаешь. Элена учится, пишет книги, становится знаменитой, состоятельной, при своих удачах чувствует себя счастливой, но ведь в итоге жизни она несчастна! Поэтому жизненную программу "стать круче "огого" нужно отвергнуть и переписать на "обрести гармонию с собой".
В этом квартете, кстати, есть очень основательные размышления о том кто ты, как в тебе отражаются твои родители, то место где ты вырос, люди с которыми ты имел дело, как отражаются твои достижения на твоих детях. Это все очень важная часть личности, но это далеко не все! Гораздо большая часть - то как человек относится к себе, следует ли он своим собственным чувствам и желаниям или выполняет чужую программу.
Мне кажется, что в этом ключе эпопея нашего великого писателя гораздо прекраснее. Но в общем и целом эти итальянские четыре тома стоило прочесть, это было захватывающее приключение!