старец Ефрем Филофейский "Моя жизнь со старцем Иосифом"

Aug 22, 2013 11:47

Еще одно удивительное знакомство, еще один путь к преподобию. На сей раз путь суровейшей аскезы. Впечатляют и подвиг, и плоды.

Всегда очень интересно читать о божественных откровениях подвижникам. Сохраню некоторые.

«Некий брат творил Иисусову молитву непрестанно. Его ум и сердце желали извещения о природе всего сущего и о сладости рая. И хотя благодать Святого Духа бывала с ним по временам, однажды она посетила его особым образом. В один из дней, после долгого устного призывания Имени Христова, внезапно он пришел в восхищение и, когда вскоре упразднились его телесные чувства, он осознал, прочувствовал язык, которым творение славословило Творца. Глаза этого брата, как душевные, так и телесные, открылись настолько, что он стал видеть все совершенно иначе. Но как именно, этот человек объяснить не мог даже самому себе и не мог это описать хотя бы в малейшей степени. Все, что он видел и слышал, было каким-то странным, связанным со сверхъестественным. Поющие птички, распустившиеся цветы, цветущие и благоухающие деревья, солнце, сияющий день - все они говорили о Славе Божией. Брат видел это, как если бы видел рай. Совершилось откровение, некое приоткрытие, явление некоего таинства, которое столь сокрыто от нас, что мы не видим обычными глазами этих духовных реальностей. Всякое дыхание да хвалит Господа! (Пс. 150, б) Как животное царство, так и растительное говорили о славе, о величии, о красоте и великолепии Бога. Брат удивлялся, изумлялся, но не мог говорить. Глаза источали слезы - не из-за грехов, а из-за красоты Божией. Как могло сердце вынести это откровение прекрасности Божией?! Но ведь и для Адама весь рай был неким созерцанием, одним из созерцаний Бога. Радовался его дух и веселился, когда он вникал во всякое создание и слышал его голос, воспевающий Бога».

Рассказ одного из учеников Старца Иосифа - о. Иосифа Младшего:
«Я не помню, как начал бдение, но хорошо знаю, что не успел я несколько раз произнести Имя Христово, как мое сердце наполнилось любовью к Богу. Внезапно она возросла столь сильно, что я уже не молился, но удивлялся с изумлением преизбытку этой любви. Я хотел обнять и расцеловать всех людей и все творение и одновременно думал о себе столь смиренно, что чувствовал себя ниже всякой твари. Однако полнота и пламя моей любви были обращены ко Христу, Которого я ощущал рядом, но не мог увидеть, чтобы припасть к Его Пречистым стопам и спросить Его, как Он так распаляет сердца и остается сокрытым и неизвестным. У меня тогда было некое тонкое извещение, что это - благодать Святого Духа и что это - Царствие Небесное, о котором Господь наш говорит, что оно находится внутри нас. И я говорил: «Господи мой, пусть все остается как сейчас, и мне больше ничего не нужно». Это продолжалось довольно долго, и постепенно я вернулся в прежнее состояние. И я с беспокойством и нетерпением ждал, когда наступит подходящий час пойти к Старцу и спросить его, что это было такое и как произошло. ...Увидев меня, Старец заулыбался и прежде, чем  я ему положил поклон, сказал:
-Видел, как сладок наш Христос? Понял на деле, что такое то, о чем ты меня так настойчиво спрашивал? Теперь понуждай себя сделать собственным приобретением эту благодать, и пусть не украдет ее у тебя нерадение».

Рассказ Старца Иосифа об искушении, пришедшем, когда он был при смерти:
«Дьявол засунул лом под фундамент и хотел перевернуть все строение моей веры. Все, что построили подвиги и благодать, он хотел опрокинуть. Он хотел убрать Бога из основания моей веры… И когда я ему говорил о благодатных состояниях, он представлял их никчемными: «Вот это было по случайности, а это - чисто человеческое… то произошло из-за прелести, то - из-за разных обстоятельств…»

Старец Ефрем (его ученик и автор книги) так рассуждает о смысле случившегося:

«Такие искушения делают человека более опытным, так что он становится внимательнее и думает: «Без Бога я ничего не могу сделать, даже веровать не могу. Если хочет Бог - я верую. Если отнимает Свою благодать - я отпадаю от веры». И если человек будет стоять на этом, то он будет опираться на прочную скалу. А если у него не будет такого помысла, то он стоит на песке и песок может уйти из-под ног. Скала же не проваливается, и волны не могут ее сокрушить… Скала - это сознание того, что человек не может ничего сотворить без силы и благодати Божией. Поэтому, чтобы возникла такая скала, человек должен пройти в жизни через многие искушения, отбросить, в итоге, все человеческое и уверовать, что ничего не может он сотворить без благодати Божией. В этом может хорошо убедиться каждый. Но он должен многому подвергнуться и через многое пройти, чтобы в этом удостовериться. …Вот почему Бог попустил Старцу испытать это, когда он был болен: чтобы, когда он будет умирать, он оградил себя смирением, чтобы он не рассчитывал на свои силы и пережитые им ранее божественные явления и благодатные состояния. А также чтобы и нам, молодым, передал Старец свой опыт, чтобы мы все это знали».

Старец Иосиф об умной молитве:
«Бог удостоил меня познать всю глубину, высоту и широту умной молитвы. Я был очень дерзновенным и проник во все виды молитвы. Я испытал все. Ибо когда благодать приближается к человеку, тогда ум - эта бесстыдная птица, как его называет авва Исаак, - хочет проникнуть всюду, испытать все. Он начинает от создания Адама и заканчивает такими глубинами и высотами, что, если Бог не положит ему преград, он не вернется назад».

Старец Иосиф об искусстве из искусств - смирении и неосуждении (из письма):
«Знаешь ли ты каково, когда ты не искушаешь - тебя искушают? Ты не крадешь - у тебя крадут? Ты благословляешь - тебя проклинают? Ты милуешь - тебя обижают? Ты хвалишь - тебя осуждают? Приходят без причины, чтобы тебя обличить, постоянно кричат, что ты прельщенный, кричат до конца жизни? А ты знаешь, что это не так, как они говорят. И видишь искушение, которое ими движет. И ты каешься и плачешь, как виновный, что ты такой и есть. Это - самое тяжелое. Поскольку воюют с тобой и они, и ты воюешь сам с собой, чтобы убедить себя, что так и есть, как говорят люди, хотя это не так. Когда видишь, что ты абсолютно прав, и убеждаешь себя, что не прав. Это, сестра моя, искусство из искусств и наука из наук. Бьешь себя палкой, пока не убедишь себя называть свет тьмой и тьму светом. Чтобы ушло всякое право. И чтобы окончательно исчезло возношение, чтобы ты стал безумцем при полном разуме. Чтобы видеть всех, когда тебя никто не видит нисколько. Ибо тот, кто станет духовным, всех обличает, не обличаемый никем (1 Кор. 14, 24-25). Все видит. Имеет глаза свыше, а его не видит никто».

После смерти Старец не раз являлся во сне о. Ефрему. Одно из свидетельств - о заступничестве святых:
«Дитя мое, когда вы оказываете послушание, тогда помогаете и мне в моих прошениях и молитвах. Мне лучше перед Богом, когда и вы благоугождаете Ему своим послушанием. Мои молитвы лучше слышны и просить мне легче, если я ходатайствую о людях, которые понуждают себя».

о главном, вычитанное-прочитанное

Previous post Next post
Up