ПРИЛОЖЕНИЕ К «МОЕМУ КРАТКОМУ КУРСУ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ»

Jan 02, 2011 19:27



ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Пятницкий В. И. Заговор против Сталина. - М.: Современник, 1998

Часть вторая

КОМИНТЕРН

Глава шестая

Кадры решают всё

2. Учебные заведения Коминтерна

<…> Коминтерн оперативно отреагировал на… требование времени. Производится реорганизация существующих учебных заведений и создаются новые. При Орготделе ИККИ создаётся сектор для осуществления этой работы.
   Для обучения в этих школах подбирались молодые, проверенные люди. Особое значение при этом придавалось их первозданной политической чистоте. Считалось, что если этот материал хорошо обработать, из него получаются самые лучшие и надёжные функционеры.
   Кадры, прошедшие коминтерновские школы, пополняли ряды ответственных работников всех компартий. Они стали ярыми проводниками политики Коминтерна и исполнителями директив и распоряжений его руководящих органов, орудием борьбы с оппозицией, сепаратистскими настроениями и всякого рода уклонами, как слева, так и справа.
   Эти новые кадры молодых функционеров, прошедших подготовку в Москве в школах Коминтерна, стали важнейшим рычагом проведения политики Коминтерна по «большевизации» национальных компартий.
   К середине тридцатых годов кадры, прошедшие подготовку в школах Коминтерна, составляли уже основную часть обновлённых кадров в большинстве компартий мира.
<…>
   Все эти учебные заведения были расположены в Москве и финансировались Коминтерном.
   …в Москве функционировала также высшая школа, получившая название Ленинской. В ней обучались активисты национальных компартий, уже накопившие опыт практической работы, но лишённые возможности учиться по-настоящему. Обучались там и перспективные партийные кадры из ВКП(б), направляемые туда по путёвкам ЦК. Преподавали там лучшие специалисты большевистской партии, среди которых были М. Покровский, Н. Бухарин, В. Кнорин и целый ряд других. Читал там лекции и мой отец. С докладами выступали высшие руководители ВКП(б).
   В этих учебных заведениях одновременно обучалось около трёх тысяч слушателей. Курс обучения включал в себя наряду с общеобразовательными и специальные предметы: историю своих партий и партии большевиков, историю мирового рабочего и коммунистического движения, занятия по военному делу, конспирации, спецтактике и партийному строительству.
   Эти учебные заведения находились в ведении Отдела кадров ИККИ, но оперативный контроль за их деятельностью осуществлялся Орготделом ИККИ, в составе которого для этой цели был образован специальный сектор.
   Наряду с этим, при ИККИ функционировал ряд специальных школ и курсов, история которых засекречена до сих пор. Лишь некоторые, отрывочные сведения дошли до нас окольными путями, в основном из рассказов очевидцев.
   При военном секторе Орготдела ИККИ функционировала военно-политическая школа, которая имела несколько филиалов. Её центральное отделение размещалось под Москвой, в окрестностях поселка Баковка, а филиалы - в разных местах.
   Эта школа готовила специалистов для будущих революционных армий капиталистических стран и военные кадры для национальных компартий, командиров партизанских соединений, командующих армиями, вплоть до руководителей партизанских сил в масштабе отдельных стран. В программе подготовки учитывались знания и опыт слушателей и обстановка, в которой им придется действовать. Курсантов обучали военному делу, тактике партизанской борьбы и уличных боёв. Они должны были досконально знать вооружение, применяемое в армиях своих стран, уметь пользоваться и изготавливать взрывчатые вещества из легкодоступных материалов.
   Многие из тех, кто закончил эту школу, впоследствии отличились в Испании, Югославии, Польше, Китае и Вьетнаме.
   Преподавали там советские и иностранные специалисты. Один из них - капитан РККА Илья Григорьевич Старинов - был лучшим специалистом подрывного дела в Красной Армии. Он  читал курс подрывного дела и взрывчатых веществ. <…>
   Руководителями школы в разное время были финн Тууре Лехен, затем немец Вильгельм Цайссер, а в начале тридцатых годов - польский коммунист Кароль Сверчевский, работавший под псевдонимом Вальтер.
<…>

Глава восьмая

Орготдел - военная работа ИККИ,
или Красные волонтёры «невидимого фронта»

Военная деятельность компартий курировалась Орготделом Коминтерна. Работа эта была строго засекречена, не менее, если не более, чем работа знаменитого ОМСа. Кстати, по моему глубокому убеждению, именно деятельность военного аппарата Орготдела Коминтерна наиболее тесно переплеталась с деятельностью разведывательных органов СССР. Для того чтобы сразу же представить характер и масштабы военной работы Коминтерна, процитирую выдержки из составленного в 1935 году обобщающего документа. Его автором является немецкий коммунист Вильгельм Цайссер (псевдоним Вернер). Сразу же замечу, что Цайссер принимал участие в военной работе Коминтерна лишь на последнем этапе и поэтому освещает военную деятельность Коминтерна весьма неполно. Тем не менее доклад довольно интересный.
   «Помощь, оказанная в прошлые годы органами ИККИ военной работе секций (не считая общих вопросов борьбы против войны), шла в основном в следующих направлениях: 1) антимилитаристическая работа, то есть массовая работа в армиях и флотах, 2) пропаганда вопросов вооружённого восстания, 3) пролетарская самооборона и 4) специальные школы.
   1) Антимилитаристическая работа. На Восьмом пленуме ИККИ, и особенно на VI конгрессе Коминтерна, были, кроме общих вопросов борьбы против войны, на специальных комиссиях основательно обсуждены вопросы организации и методов работы в армии и вынесены по этим вопросам специальные резолюции, которые не были опубликованы, но с которыми ознакомились представители всех партий. Инструкция VI конгресса была обсуждена на Военной комиссии конгресса (60 человек) и утверждена на Президиуме ИККИ.
   В 1930 году Политсекретариат ИККИ обсудил вопрос об антимилитаристской работе в Польше и Прибалтийских странах и вынес особую резолюцию. Неоднократно обсуждалась военная работа разных секций на заседаниях соответствующих лендерсекретариатов, на основании докладов представителей партий и военных работников.
   Одним из наиболее реальных видов помощи нужно считать работу специальных инструкторов Орготдела, которым в ряде стран (Чехословакия, Англия, Румыния) приходилось поставить эту работу заново. Продолжительное время инструктора побывали в следующих странах: Китай (Дюкру и Лекки, работавшие среди иностранных войск в Шанхае), Англия (Штальман и Маттерн), Чехословакия (Вернер, Штальман и Келлер), Румыния (Маттерн), Франция (Дицка, Исмет), Индокитай (Дюкру), Германия (Альфред), Австрия (Альфред, Дицка), Голландия (Штальман), Швеция (Гранде).
   Во всех этих странах, за исключением Германии, отчасти Австрии и Чехословакии, инструктора занимались исключительно работой в армиях и флотах. В Германии работа военного аппарата, а следовательно и нашего инструктора, носила более многосторонний характер (сюда входила не только работа среди армии, полиции, флота, фашистских организаций, но и информационная работа среди с.-д. партии, на предприятиях и даже абвер, то есть борьба против провокации). В Чехословакии была сделана попытка работать на военных предприятиях.
   Но даже с некоторыми такими странами, где не было специальных инструкторов (Польша, Финляндия, Латвия), удалось в течение нескольких лет поддерживать тесную связь, получать достаточную информацию, что дало возможность оказать конкретную помощь в их антимилитаристской работе.
   Помощь, оказанная всем остальным секциям, носила более или менее случайный характер (устного инструктирования отправлявшихся в страны товарищей, ознакомления с инструкциями и резолюциями и т. д.). К 1 августа 1929 года была издана брошюра «Революционный антимилитаризм» на немецком и французском языках.
   2) Пропаганда вопросов вооружённого восстания. Сколько-нибудь серьёзная работа в этом направлении велась только в Германии, военным аппаратом КПГ, путем массового распространения посвящённых этим вопросам брошюр («Путь к победе», «Вооружённое восстание», журнал «Октобер»), а также через специальные кружки для партийного актива. В этом вопросе оказана КПГ существенная помощь брошюрами, статьями и материалами, а также непосредственным инструктажем.
   Во всех других секциях эта работа носила гораздо менее интенсивный характер. Брошюра «Путь к победе» переведена на несколько языков (польский, финский, испанский, голландский и пр.) самими же секциями, «Вооружённое восстание» Нейберга издано на французском языке. Как эти брошюры, так и большинство статей, посвящённых урокам вооружённых восстаний на страницах К. И., написаны нашими военными работниками (теперешними и бывшими).
   Брошюра «Путь к победе» была подвергнута основательной переработке. Ее рукопись готова. Она была проверена специальной комиссией под председательством Бронковского (по поручению политкомиссии), и признана годной, но не издаётся до сих пор, так как некоторые товарищи (Готвальд) сомневаются, совместима ли такая литература с единым фронтом.
   3) Пролетарская самооборона. Этот вопрос встал во весь рост в 1929-1930 годах в связи с волной крупных и бурных уличных демонстраций и забастовок во многих странах. Этот вопрос (тактика уличных демонстраций, физическое сопротивление полиции и фашистам, забастовочные пикеты) обсуждался на партийных конференциях, разных лендерсекретариатах, а также на политкомиссии (в связи с вопросом о Союзе красных фронтовиков) и, кроме того, в ряде статей на страницах К. И., при активном участии военных работников.
   Германскому Союзу красных фронтовиков оказывалась систематическая помощь в течение всего времени его существования (участие нашего инструктора в работе руководящих органов Союза, помощь статьями, учебными материалами и т. п.). Осенью 1930 года, после запрещения Союза, Политкомиссии обсудила вопрос о его задачах и вынесла специальную резолюцию.
   Когда в Австрии в 1928 году создалась благоприятная обстановка для создания подобной Союзу красных фронтовиков организации, с участием оппозиционных элементов Шуцбунда, наш инструктор работал в стране до запрещения созданной организации.
   Время от времени в разных секциях (Германия, Польша, Финляндия, Болгария) всплывал вопрос о создании нелегальной боевой организации («военки»). В этом вопросе приходилось «тормозить». После ликвидации «военки» КПГ в 1926 году, при участии нашего работника, этот вопрос крупной роли не играл.
   4) Специальные школы. Почти единственной реальной помощью, которая начиная с 1932 года могла быть оказана военной работе секций отсюда, осталась подготовка кадров военных работников в специальных школах. Специальный «аппарат» целиком ушел на обслуживание школ. <…>».
<…>
   Какие задачи ставились при этом перед западными коммунистами, можно видеть из составленного руководителями военного аппарата Коминтерна Тууре Лехеном (Альфред) и Августом Гайлисом (Нойберг) проекта документа «Задачи Германской Компартии в области военной работы», написанного, судя по всему, в конце двадцатых годов:
   «I. Военная работа ГКП должна вестись в направлении подготовки партии и идущих за нею рабочих на случай:
   а) активной непосредственной борьбы за власть (восстание)…
   б) к активной борьбе на случай военного выступления Германии (всё равно, в какой форме) совместно с другими империалистическими державами против СССР.
   Обе эти задачи нераздельно связаны между собой, составляют, в сущности, две стороны одной и той же работы. Конкретное содержание распадается на следующие частные задачи:
   а) работа по разложению рейхсвера, полиции и фашистских боевых организаций,
   б) подготовка военных кадров партии, накапливание оружия,
   в) подготовка диверсионных групп и отдельных диверсантов,
   г) разведка и контрразведка.
   За исключением подготовки диверсантов, партия ведёт сейчас работу по указанным линиям...»
   Данная записка была обсуждена на заседании Военной комиссии ИККИ и дополнена в результате разговора с руководителем Разведупра Яном Берзиным.
<…>
   Вот ещё один документ примерно того же периода (конца 1929-начала 1930 года). Он составлен работником Разведупра.
   «Ввиду развёртывания классовых боёв и усиливающихся военных приготовлений было вынесено постановление инстанции и отпущены средства на военизацию Коминтерна. Согласно этому постановлению Управлением, при участии Орготдела ИККИ, была проделана следующая работа...» И далее следует перечисление проделанного: «...было обучено 24 поляка на специальных военно-политических 9-месячных курсах, 42 немецкоязычных коммуниста (31 из Германии, 7 - из Чехословакии, по 2 - из Австрии и Сербии) на 4-месячных курсах, 13 франкоговорящих (4 итальянца, по 3 француза и бельгийца, 2 испанца и 1 чех) - на 5-месячных курсах».
   Как следует из записки, обучавшиеся, среди прочего, подробно знакомились с опытом восстаний на примерах Парижской коммуны, Дублинского восстания 1916 года, Баварского восстания 1919 года, подавления капповского путча и восстания в Руре в 1920 году, восстания в Средней Германии в марте 1921 года, Гамбургского восстания 1923 года, Таллинского восстания 1924 года, Шанхайского и Кантонского восстаний.
   Вообще в архивах Коминтерна довольно много переписки между заведующим Орготделом ИККИ Борисом Васильевым и начальником Разведупра Яном Берзиным по поводу этих самых курсов для зарубежных коммунистов. Так, 29 декабря 1931 года Берзин пишет Васильеву, что он считает «целесообразным и необходимым все курсы вынести за город в изолированное помещение (вроде Квятково)». При этом Берзин предлагает, чтобы все «преподаватели допускались только в штатском; всячески маскировать связь с армией или советскими учреждениями». <…>

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Коминтерн

Previous post Next post
Up