(no subject)

Apr 30, 2013 22:18



ПРЯМАЯ ЛИНИЯ КОЩЕЯ
сказочная пародия


До Кощея Бессмертного дошли слухи о разных там небылицах, которые народ в своих сказках о нём повторяет. Обидно стало Кощею от такой несправедливости - и решил он с народом напрямую пообщаться, наветы отмести и на вопросы острые ответить: пусть все знают, что не злодей он сказочный, а реальный жизненный персонаж, о благе своих подданных заботящийся и строгость только к врагам-недругам народа применяющий.

Обернулся Кощей вороном чёрным, полетел к лесу дремучему, сел на вершину ели высоченной и прокаркал приглашение: Вечный Властитель всех вод, лесов, земель и Поднебесья имеет, мол, намерение с местным населением встретиться и за жизнь откровенно поговорить.

Три раза пришлось ворону приглашение прокаркать, прежде чем недоверчивые обитатели лесные и болотные принялись на большой поляне собираться: никогда прежде такого не было, никто и поверить такому не мог, но любопытство одержало верх.

Только Мужик, пахавший землю на окраине своей деревни, однако недалеко от леса, не бросил своего труда, мало того - даже голову на звук карканья вороньего не повернул...

Когда на поляне собрались разнородные представители лесного мира и, кто с надеждой, кто с усмешкой, кто скептически, принялись ожидать появление Высокого Начальства, ворон вдруг камнем ринулся с ели на землю, стукнулся о неё - и на глазах изумлённой публики Кощеем Бессмертным обернулся.

Все так и ахнули: никто не думал, что Кощей перед ними самолично явится.

Первым взял слово Зайка-Побегайка. Не переставая грызть морковку, Заяц пожаловался на свою тяжёлую и смертельно опасную жизнь:

- Отчего имеется такая несправедливость?.. - я вот морковкой довольствуюсь да капустой, да травкой разной, а товарищ Волк меня скушать хочет, совсем озверелый у него на меня взгляд.

Волк, пасть которого с непрерывно капающей слюной нависала прямо над ушами Зайца, дёрнулся от неожиданности и несправедливой наглости Косого. Судорожно сглотнув слюну, Волк огрызнулся:

- Тамбовский заяц тебе товарищ, а не я!

Затем, обратившись в сторону Кощея, Волк посетовал:

- Природа моя такая, чтобы зайцами питаться, а супроти́в природы не попрёшь! Я бы и рад вегетарьянцем стать, но у меня от травы сплошное несварение желудка и заворот кишок. К тому же я в лесу санитаром служу: если этим длинноухим не воспрепятствовать, они так расплодятся, что от леса ни деревца младого, ни кусточка раскидистого, ни травки бархатистой, ни листочка зелёного не останется. Потому-то я лишних зайцев ради общего блага и устраняю.

Кощею такая аргументация понравилась - и он стал на сторону Волка:

- А ты, Заяц, где эту морковку взял? - сам, что ли, вырастил?.. - небось у Мужика в огороде стянул, а теперь тут о несправедливости толкуешь. Справедливость в том состоит, что ты морковку и капусту ешь, а Волк - тебя. Таков миропорядок - и нарушать его я никому не позволю.

Приободрённый Волк придвинулся к Зайцу вплотную и, лапами обхватив уши несчастного, прошептал в одно из них:

- Мы с тобой дискуссию немного позже продолжим.

Неожиданно за обречённого уж было Зайца вступилась Лиса:

- Кощеюшка, а нельзя ли выделить в лесу полянку, на которой зайцы траву бы мирно поедали и беспрепятственно размножались бы?

Волк молча подивился сметливости Лисы: «Ишь, чего удумала! - чтобы зайцы плодились несметно, а Лиса их беспрепятственно кушала, ведь кто тогда заметит пропажу: зайцем больше, зайцем меньше...»

Но Кощея слова Лисы привели в восторг:

- Вот она, истинная забота о ближнем своём! - с умилением в голосе воскликнул Кощей.

Заяц, воспользовавшись замешательством Волка, выпростал свои уши из расслабившихся волчих лап, отполз от неминуемой смерти на другой конец поляны, хрустнул морковкой и выкрикнул:

- А Медведь у Мужика тоже поворовывает. Намедни у Мужика целый воз репы прямо с поля угнал и в одиночку слопал, а надысь к нему в малинник забрался и спелую малину всю слопал. А когда Мужик за ним с дубьём из избы выскочил, с перепугу известной болезнью заболел и всю малину... ну, это... запачкал!..

Медведь побагровел от столь наглой клеветы.

- «Намедни!.. надысь!..» - передразнил он Зайца. - Нахватался у Мужика разных слов, а правильно применить их не можешь! Это давно было, в прошлом году - и неправда: возок сам с пригорка скатился, я его Мужику в целости и сохранности вернул. А малинник я Мужику проредить помог - и удобрил заодно: теперь там малина с яблоко размером.

Перебранку Зайца с Медведем оборвала прискакавшая из ближайшего болота Лягушка. Она культурно подняла свою зелёную лапку и проквакала персональный интерес:

- Недавно одну из наших товарок замуж взяли: стрела издалека прилетела, за ней молодец приятной наружности явился и лягушку, рядом с которой стрела плавала, с собой забрал, отчего она, бают, красной девицей обернулась. Нельзя ли и нам такое волшебство сотворить? - ты же, Кощей, на всякое способен!

Кощей сразу понял, о чём глупая Лягушка речь вела, хотел было от неё мокрое место оставить, но сдержался, побелел лишь так, что кости сквозь кожу светиться начали.

- То была разовая акция, - сказал он. - Лягушка до превращения девицей являлась и слишком много о себе воображала. Вот я в наказание за излишнюю гордыню и применил к ней суровую воспитательную меру, влепил ей три года пребывания в лягушачьей коже.

Лягушка разочарованно махнула той же лапкой, поскакала обратно, нырнула в болото и от обиды за свою жизнь принялась пузыри пускать...

Сорока, нетерпеливо перелетавшая с дерева на дерево, в конце концов не удержалась от желания продемонстрировать свою осведомлённость и затараторила во весь клюв:

- Я знаю, я знаю, что это за лягушка и кто этот молодец! Ты дочь свою в лягушачью кожу засунул за то, что она умнее тебя оказалась, а ты этого не терпишь - и даже родную дочь не пожалел. А молодец тот - Иван-Царевич, который погибелью твоей стать мог, вот ты его в темницу и бросил! А ещё ты русалок в болото к лягушкам запихал - и всего лишь за то, что они, на твой любимый дуб забравшись, хвостами немного помахали. А русалкам морской простор требуется и чистая вода, в болоте они просто задыхаются.

Кощей собрался уж было опять вороном обернуться и Сороку до смерти заклевать, но слов трескучих никак не воротишь, это тебе не воробьёв ловить! - и Кощей, стараясь быть предельно сдержанным и вежливым, принялся излагать своё понимание ситуации:

- Видите ли, уважаемая Сорока, вы, как всегда, переврали: слышали звон - да не знаете, где он. Русалки эти на мой любимый дуб забрались, хвосты неприлично задирали и песенки непристойные про меня пели. Пришлось похабных девиц немного уму-разуму поучить. Как только они покаются в совершённой гнусности, так я их сразу на волю морскую выпущу. Но они ведь каяться не собираются, поэтому воли и не заслуживают. Иван же Царевич, которого вы назвали «молодцем», никакой вовсе не молодец, а банальный вор: он постоянно крал деревья в лесу и продавал их на брёвна гораздо ниже себестоимости. А недавно и вовсе возмутительный случай произошёл: выходили из избы здоровенные жлобы и порубили все дубы на гробы. Разве так можно?

Тут раскрыла рот молча стоявшая до сих пор в стороне Баба-яга:

- Опять завёл старую песню!.. знаю я её, слышала не раз! Но уж ежели порубили, значит, потребность в гробах агромадная: население-то у тебя под властью чище мух мрёт. Ты со всеми соседями перессорился и войны против них воюешь - оттого бабы и рожать меньше стали. Я по тому сужу, что детишек малых моим гусям-лебедям всё труднее отыскать и печь поэтому топить всё реже приходится. А Ваню-Царевича ты не просто так в темницу кинул, он только к одному дубу подбирался, твоему заветному, на котором сундук с зайцем, уткой и яйцом с иголкой внутри находится. Ты власть больше смерти потерять боишься, вот всех конкурентов под разными предлогами и устраняешь. Совсем над златом зачах, никому своими богатствами попользоваться не позволяешь.

Кощей понял, от кого исходили сведения о возможности устроить конец его власти, однако сделал вид, что слова Бабы-Яги не таят в себе ни толики правды, и приготовился снисходительно выслушать окончание монолога выжившей из ума старухи.

А Баба-Яга неожиданно перешла к совсем другой теме:

- Ты скажи мне лучше, раз всемогущим слывёшь, вот ветер со вчерашнего дня по лесу такой гуляет, что моя избушка ходуном ходит и на страдающих ревматизьмой курьих ножках с трудом удерживается, оттого печь нормально растопить не получается, а без печи какое удовольствие в жизни немолодой одинокой женщины? Можешь ты ветер своей властью унять?

- Пускать ветры я ещё могу, - смущённо проговорил Кощей, - а вот утихомиривать их как-то не получается: это стихия, а стихия не мне подвластна. - И Кощей ткнул костлявой рукой в небо.

- А ты бы обратился к Создателю по-свойски, вы вроде бы оба бессмертные, - сказала Баба-Яга, невежливо ткнув туда же грязным помелищем.

Кощей хорошо знал своё самое уязвимое место, таящееся в игле и делавшее бессмертие весьма условным, и понимал, что Тот, Который над всеми, не бессмертен, а вечен: Он никогда не рождался, но существовал всегда - и всегда существовать будет. Однако такие тонкости никому не должны становиться известны, иначе его власти скоро конец, поэтому Кощей скромно сказал:

- Меня Ему ещё не представили.

- А ты бы сам преставился, - прошамкала беззубым ртом Баба-Яга.

- Как же я могу преставиться, когда я бессмертный?! - изумился Кощей.

Баба-Яга на его непонятливость только рукой махнула: что делать, если у неё к старости дефект дикции развился и она вместо «представился» прошамкала «преставился».

Не теряя времени на оправдания, Баба-Яга решила вдруг напомнить Кощею, что и она не лыком шита и некоторые властные полномочия имеет:

- Ты вот, Кощей, думаешь, что ты один здесь полный хозяин. Ну да, это, может, и так, но в лесу я хозяйка, фигурально выражаясь, ветвь власти, как-никак!

С Кощея вмиг слетела напускная респектабельность. Он стукнул посохом о землю так, что ступа с Бабой-Ягой на месте подпрыгнула, а представители местного народонаселения от страха присели, и возмущённо рявкнул на несчастную старуху:

- Хозяйки леса она, ветвь власти!.. Сучье племя ты, а не ветвь власти!.. Кто Ваньке-царевичу волшебный клубок дал, чтобы до моих секретов добраться и меня с трона свергнуть?.. Не ты ли, старая карга?.. Неспроста ты за него заступаешься: он тебе за пособничество дуб мой неприкосновенный на дрова пустить сулил... Заруби себе на носу: тут везде я кругом единственный хозяин!.. моё слово - закон, хоть и неписаный. Я, если захочу, все деревья в твоём лесу с корнем вырву и такое с ними сотворю, что не только ветки на ветке, но и щепки на щепке от него не останется. Вот тогда я посмотрю, чего ты хозяйка. Горы мусора ты хозяйкой станешь!

Доведённый Бабой-Ягой до белого каления, Кощей оборвал свою прямую линию общения с местным населением, - уж слишком прямой эта линия получилась! - снова обернулся чёрным вороном и полетел к острову с неприступным убежищем: не дай Бог, пока он тут разглагольствовал, Ваньку-Царевича какие-нибудь негодяи освободили - и он к дубу Кощееву подбирается, власть захватить намереваясь...

...Мужик, оттого ли, что и не подозревал, какие страсти у него за спиной в лесу бушуют, то ли оттого, что ему эти сказочные перебранки совсем безразличны были, продолжал пахать своё поле, так ни разу к лесу и не обернувшись: ему дурью маяться некогда было...

26, 29 апреля 2013 года

© Ник Йур, 2013

эзопов язык, пародия, сказка, сатира, чёрный юмор

Previous post Next post
Up