12 мая 1991 года, воскресенье
Свежий «Мегаполис-Экспресс» № 18 поместил интересный материал под названием
«СОЮЗ ЕЩЁ ПОЖИВЁТ, ЕСЛИ КОЕ-ЧТО ЗАПРЕТИТЬ И КОЕ-КОГО ПОСАДИТЬ»:
«Второй съезд объединения народных депутатов «Союз» высказался за немедленное введение в стране режима чрезвычайного положения. Идея, надо признать, не первой свежести, однако в отличие от своих предшественников «союзники» заявили: если Президент или ВС СССР не сумеют выполнить эту незавидную работу, «Союз» готов взять эту работу на себя. Стало быть, люди хорошо продумали технику и технологию этого дела и уверены в успехе. Поскольку понятия большинства наших соотечественников о чрезвычайном положении всё ещё смутны, небесполезно послушать знающего человека. Собеседник обозревателя «М-Э» [Анатолия Костюкова] - один из сопредседателей депутатской группы «Союз» ВС СССР Анатолий Чехоев.
- Некоторые представляют себе чрезвычайное положение так, будто мы хотим превратить страну в концлагерь или военный городок. А речь идёт всего лишь о наведении порядка. Наладить жёсткую исполнительскую дисциплину снизу доверху - вот и всё, что требуется. Прежде всего, конечно, надо будет привести законодательные акты республик в соответствие с законодательством и Конституцией СССР. Тут требуется твёрдость. Если республиканский Верховный Совет не подчинится союзным требованиям, он должен быть распущен, а республика до выборов нового Совета будет управляться непосредственно Президентом СССР. Такое право у Президента, кстати говоря, есть, надо только им пользоваться.
<…> …Мы не требуем приостановить деятельность всех политических организаций, включая КПСС, как написала «Правда». Это неверная информация. Мы имеем в виду только партии и движения, дестабилизирующие обстановку в стране. Это принципиальный момент. <…> КПСС, например, сегодня не считается дестабилизирующей партией. А если «Демократическая Россия» призывает к забастовкам, к развалу Союза, требует отставки Верховного Совета СССР, то, извините меня, почему не вести речь о приостановке её деятельности? <…> У нас есть Закон об общественных объединениях. Он предусматривает строгие санкции за призывы к свержению законной власти. А посмотрите, что делают «демократы»! Требуют отставки Президента и передачи его функций Совету Федерации, то есть фактически изменения конституционной формы государственного управления. <…>
- Надо полагать, вы понимаете, что ни один парламент, ни одна партия не захотят «распускаться» подобру-поздорову. Более того, вряд ли найдётся такая республика, народ которой согласится на ликвидацию своего Верховного Совета. <…> Почему вы считаете, будто народ связывает свои несчастья с деятельность местной, а не центральной власти? Литовские коммунисты тоже надеялись, что население с удовольствием поможет им спихнуть «клику Ландсбергиса», а вышло вон как…
- Если говорить о Литве, то это была только попытка. Оппозиция там проиграла. Если бы она была подкреплена, то всё можно было бы сделать…
- Извините, не понял: «всё» - это что?
- Знаете, я вам скажу так. Наше общество сегодня больно, тяжело больно. Требуется срочное вмешательство - хотите, называйте его хирургическим. А хирургической операции не бывает без боли… Будет больно, но без этого страна не выздоровеет. Так что давайте смотреть правде в глаза. У каждого государства есть структуры, которые обязаны заботиться о его безопасности. Есть МВД, есть армия. Да, армия тоже может включиться в дело, в армейском уставе, кстати, записано: «защита целостности государства».
- И вы уверены, что, разогнав парламенты и партии, установив в каждом забое по пулемёту, у каждой проходной - по танку, можно заставить страну работать? Разве Польша или наш Карабах не показали, что саботировать нелюбезную власть можно и под дулом пулемёта?
- Я бы не стал про пулемёты - это грубое представление. Большинство людей, я уверен, поймут необходимость чрезвычайных мер. Помните, как народ сразу зашевелился, заработал, когда к власти пришёл Андропов? Народ всё отлично понимает. А кто не поймёт… Ну что ж, давайте говорить прямо: придётся и арестовывать. Не надо этого бояться. Если какая-то кучка политиканов подбивает огромные коллективы на политические забастовки, призывает к неповиновению властям - что посоветуете с ними делать? Ещё раз говорю: не надо бояться непопулярных мер!
- Когда знаешь, что арестовывать будут не тебя, чего бояться? Но я не убеждён, что будет легко взять, скажем, Ельцина, Гамсахурдиа, Назарбаева, Тер-Петросяна и многих-многих других ослушников. Вас не смущают масштабы возможной «посадочной кампании»?
- Я не называю конкретных имён… Кажется, будто этих людей очень много, но это только видимость. Я работал первым секретарём обкома партии, сам сталкивался с забастовками и знаю, что организаторы - это небольшая группка людей. Когда они увидят, что за них могут взяться, будьте уверены, быстро придут в чувство.
- И всё же столь непопулярные меры может позволить себе только очень популярное правительство. А вы ведь знаете, какой сейчас рейтинг у Президента.
- Знаю, конечно. Я уже давно говорю: у нас Президента нет. Я сомневаюсь, что Горбачёв способен на что-либо решиться. Вот мы, депутаты от Юго-Осетии, приходим к нему, он внимательно выслушал, говорит: “Всё, через час собираю людей, будем ваш вопрос решать” - и на другой день укатил в Минск. Потом я неделю не мог к нему попасть, потому что ему нечего было сказать. Ну если не можешь сделать, зачем обещал? Павлову, например, я верю больше. Он может, как говорится, держать удар, может атаковать, может пойти на решительные меры.
- Сегодня на пресс-конференции премьер, кстати, сочувственно отозвался о вашем требовании насчёт чрезвычайного положения.
- Так он же понимает: без чрезвычайных мер его антикризисная программа не пойдёт. А Президент… Некоторые всё продолжают твердить: альтернативы Горбачёву нет. Извините! Мне, скажем, больше нравится Янаев. Это человек решительный, человек ответственный, сказал - сделает. Такие люди и нужны сегодня на вершине власти.
- Ваша группа решила созвать внеочередной Съезд народных депутатов СССР. Не секрет, что на Съезде будет сделана попытка сместить Горбачёва. Есть подозрение: не затевает ли «Союз» эту игру с подачи самого Президента, чтобы припугнуть его оппонентов из демократического лагеря? Ведь всякий раз, когда на него нападаете вы, демократы тут же отпускают ему все грехи и берут под своё крыло.
- Нет, мы никого не пугаем. Но если отставки Горбачёва потребуем мы, то после него придёт человек, будем говорить так, более решительный, который многим нашим уважаемым демократам в кавычках устроит нелёгкую жизнь. Они этого боятся, и серьёзно боятся. А если отставки Горбачёва добьются «демократы», то придёт человек, который развалит всё окончательно. Этого боимся мы».