ГОРБАЧЁВ И ПИСАТЕЛИ

Nov 16, 2009 21:37



Выступления писателей и других деятелей культуры на встрече с Горбачёвым в Кремле 29 сентября («Правда» № 276 от 3 октября 1990 г.)

С. В. Михалков: «Меня, всех детских писателей…»

- Ну уж если автор Гимна Союза Советских Социалистических Республик сам относит себя к детским писателям, то уж точно они все 73 года со страной в детский садик играют...

«…беспокоит то, что происходит сегодня с будущим нашего государства. Возьмём с пионерского возраста. Даже раньше, с 7-8 лет дети смотрят телевизор, разговаривают с родителями, друг с другом на улице, этих разговоров мы не слышим, но знаем их».

- Ах, как хорошо было раньше! - телевизоров не было, одни только «тарелки» на улице на столбе и дома на стене висели, а выбор программ простым был - либо слушать, либо не слушать (если никто не видит, что ты не слушаешь…). Но лучше было всё-таки слушать, даже если никто не видит, что ты не слушаешь: всё равно ты себя выдашь тем, что не знаешь того, о чём говорит радио Страны Советов, и тебя заподозрят в замысливании злого умысла. Да и не придётся не слушать: свою «тарелку» вырубишь, так соседская через стенку «достанет». А не «достанет», так сосед «стукнет», что у тебя «тарелки» не слышно...

«В школе - это не анекдот, а факт, знакомый мальчик на уроке должен был читать текст Государственного гимна, и учительница ему поставила за чтение тройку, так он сказал: ”А страна-то разваливается”. Мальчик это прочитал в журнале. Идёт планомерная, систематическая, ежедневная компрометация средствами массовой информации всего того, на чём воспитывались поколения».

- А воспитывались они в основном на сказках, мифах и баснях, наиболее примечательным из которых является басенный сказкомиф о коммунизме, оформленный в виде Государственного гимна, не зря же Гимн поручили писать именно баснописцу...

«Я не хочу вдаваться в историю этого большого вопроса, потому что он коснулся всей страны, но компрометируются государственные символы, издеваются над текстом гимна - мол, слова устарели, нет никакой “дружбы народов”, ничего Русь не сплотила и т. д. Всё вокруг меняется: переименовываются улицы, снимаются памятники. И об этом настойчиво сообщается каждый день.

Ансамбль поёт: “Добрый дедушка Ленин, ты такой хороший, а мы твои внучата, но у нас нет хлеба, нет картошки, зато дело живёт, так лучше бы это дело умерло, а ты остался жить”. Это поют какие-то ансамбли. Что же происходит в сознании ребенка, подростка?..»

- Происходит разложение Госгимна, вопрошающим товарищем написанного, на его атомарные составляющие.

C. П. Залыгин: «…Доверия и к правительству, и к Президенту, и к интеллигенции в целом в народе нет, его нужно создать».

- С каких это пор правительство и Президент относятся к интеллигенции, в целом пока ещё целой?..

«Может быть, нужно образовать, как в революционное время, рабочие контрольные бригады, которые занялись бы вопросами контроля».

- Контроля контры, контровым контролем интеллигенции, а точки в актах контроля ставить с помощью маузеров, для производства которых срочно переориентировать конверсию, ведь производство маузеров - сугубо гражданское дело, ибо используются оные исключительно гражданами, которые вовсе не обязаны быть поэтами, - против поэтов, чтобы сделать последних достойными гражданами своей страны, то есть гражданами, удостоенными того Гимна, который неисправимо написан детским писателем-баснописцем, и заслуживающими Герба с символами физического труда в кузне кадров для великой стройки и подкашивания урожая на корню. Принцип наш непоколебим: «Народ - для Гимна, а не Гимна - для народа!». И этим принципом мы никогда не поступимся. Нам проще сменить народ, чем Гимн: лучше вам, народ, не жить, чем нам Гимну сменить!..

«В этом деле мог бы участвовать весь народ…»

- Ха-ха!.. народ-контролёр!.. а работу - на хрен! Пусть теперь партократы «вкалывают», а народ будет их работу контролировать. Контроль - дело всенародное! Даешь контроль! Завод закрыт - все ушли на контроль!..

«…ведь он научился у нас только разговаривать».

- Разговорчики в контрольном строю!.. Разговором сыт не будешь, а вот сумки с «авоськами» от контроля полнее становятся. Бросим всё - и бросим всех на контроль!..

«И пока не дадим народу в руки какое-то конкретное дело, пускай маленькое, ничего не изменим».

- Если народ начнёт пускать «маленькое дело», то затем неизбежно перейдёт к «большому» - и тогда стране враз несдобровать, так как народ у нас велик и могуч: мигом таких дел наворочает, что по рукам потом бить придётся тех, кто к этим могучим кучкам тянуться станет...

«Мы сами запустили народ по пути разговорному».

- Взапуски и взахлёб ему правду-матку меж глаз врезали так, что окосел, окривел и закосел он, народ, - и с пути истинного сбился, заболтался и разболтался; все гайки у этих «винтиков» пооткручивались-поотлетали, - что же удивительного, что наш монопартийно-одноколёсный паровоз на ходу теперь разваливается, так и не долетев до остановки «Коммуна». А если теперь у него, у паровоза, это последнее - и единственное, единственное - и последнее, колесо отнять?.. На брюхе ему дальше ехать, что ли?.. В гада ползучего, в динозавра времён пещерного коммунизма превращаться?..

«Нам надо начинать с нуля».

- По Цельсиусу? - или по Фаренгейтису?..

«Но, вы знаете, у нас сейчас отрицательная величина…»

- Зато она больше всех в мире!

«…и нам предстоит ещё достигать этого нуля…»

- Как дойдём до точки (замерзания) - так и достигнем нуля.

« от которого, как от точки исходной…»

- Древние иудеи исходили из Египта, а мы из какой точки на карте исходить будем? - и кто у нас за Моисея сойдёт? - с политического Олимпа.

«…нужно начинать…»

- Нужно, нужно, очень нужно не дать этой точке превратиться в нужник.

Ю. В. Бондарев: «…Почему мы оказались в таком тяжелейшем положении? Потому что разрушили триаду - государственность, народность, веру. Веру я понимаю здесь не однозначно».

- Ничего, недалеко от места этой встречи есть другое место, где с вас быстро снимут грех неоднозначности.

«Это ничего хорошего нашей стране не принесло».

- Ну, как знаете! - моё дело только предложить.

«Это принесло ряд последовательных разрушений, последствия которых мы сейчас с вами все чувствуем, переживаем».

- Не волнуйтесь, вы переживёте. Вы кого угодно переживёте.

«…Порой, Михаил Сергеевич, мне нашу гласность, если говорить о её односторонности, если говорить о её ультранаправленности…»

- Поговорите уж лучше об инфраотравленности народа односторонностью гласности.

«…если говорить о её разрушительной тенденции, хочется определить так: гласность - это ложь, которая больше похожа на правду, чем сама правда».

- Вы газету имеете в виду - или взаправду правду?..

«Наша гласность разрушила прошлое, разрушила фундамент».

- Выражайтесь точнее: разрушила фундамент прошлого.

«Дом в воздухе не построишь».

- В воздухе только замки строят. Воздушные. В которых рыцари обитают. Революции. Железные такие из себя. Из вас то есть…

«Меня долго упрекали за то, что я против разрушения фундамента. Но фундамент - это наша история, это наши истоки, это наша духовность, это наша культура, это наша экономика».

- Теперь понятно: вы в своё время всё это - и историю, и духовность, и культуру, и экономику - бесталанно в землю зарыли, а сверху дурно пахнущую навозную политическую надстройку барачного типа соорудили, которая и сгноила фундамент.

«Если хотите, только потому, что до сих пор существуют ещё такие образования, как совхозы и колхозы, может быть, мы с вами не умираем от голода».

- Если мы и не умираем, то только от смеха над напыщенными идиотами!..

«Это тоже нужно знать».

- Знать пусть сама о себе позаботится - она не зря в своё время колхозы и совхозы создала.

«Базируясь на чём-то, что было уже сделано, нужно было двигаться дальше. Мы разрушили то, что мы разрушили, - в общем, ту землю, по которой нам нужно было ходить».

- Вы её не разрушили, а сожгли: у вас же земля под ногами горела!

«Мы оторвались от земли».

- Икары! - Не Святогоры и не Микулы Селяниновичи!..

«И отсюда произошло всё».

- Простите, откуда?.. И о каком происхождении идёт речь? - о происхождении семьи, частной собственности и государства?.. И это вы называете «всё»?..

«Печать, ультрапечать наша, которую я называю так, беззастенчиво и до сих пор уничтожает всё то, что держит человека на земле».

- Ноги у него откручивает, что ли? - вместе с тем, из чего ноги растут…

«Для чего же печать?»

- Для того, шоб тоби пакет засургучить.

«Для того, чтобы разрушать человека, для того, чтобы разрушать его веру в своих отцов, матерей, братьев, сестёр, любовь, во все человеческие чувства, милосердие? Нет! Она существует и дана богом для прямой задачи».

- Ну да, это ваш бог сделал её коллективным агитатором, пропагандистом и организатором масс. Но ведь он, насколько мне помнится, никогда не давал человеку надежды на веру, любовь, - не говоря уж о милосердии: он и не подозревал, что существует такое слово, а тем более чувство…

Так что вы со своей проповедью не в ту дверь сунулись - вам та нужна, которая по другую сторону кремлёвской стены, та, возле которой курсантики навытяжку стоят...

«Кстати, мне один профессионал сказал: что вы всё про печать, про печать».

- В самом деле: что вы всё про печать, про печать... Про человека бы лучше рассказали - это у вас хорошо получается.

«Вы же вызываете пять лет на себя огонь».

- Если вас до сих пор не укокошили, значит, вас исключительно болванками обстреливают, от которых вы успешно в железобетонном бункере прошлого укрываетесь. Но не исключено, что одна из них вас все-таки по голове задела: уж больно у вас признаки контузии налицо - заговариваетесь вы сильно: «государственность, народность, вера», «ультранаправленность», «ультрапечать», «совхозы и колхозы»…

«Я говорю, что я буду вызывать на себя огонь до тех пор, пока что-то не изменится».

- Пока наши не подойдут?..

«Наша печать - это сплошная ненависть к своей земле, к своим людям и к своей стране, на ненависти добро не создашь, не построишь добро».

- Но это же ваша печать! - вот вы со своей печатью и разберитесь, а то она действительно подраспустилась в последнее время. Сделайте так, чтобы это время стало для неё в самом деле последним...

«…Как мы любим произносить слово “революция”!.. Но что вкладывается в это понятие? Если полная смена общественной формации, то так и нужно говорить, а не говорить о неофеодализме, постфеодализме. Говорите прямо: если мы переживаем состояние революции, значит, мы меняем формацию и переходим в другое состояние нашей жизни. Нечего морочить голову друг другу, а нужно сказать точно, чтобы все это знали».

- Я ничего не понял из того, что он сказал, - кроме того, что он сам себе голову так заморочил, что уже совершенно не соображает, что несёт…

«Мне хотелось, чтобы президентская власть была использована с той мерой и достоинством демократии и свободы…»

- А мерой демократии и свободы пусть будет сталинский аршин с ценой деления в один ленин!..

«…которая должна быть присуща нашей России».

- Век бы вам России не видать - тогда она воспрянула бы, наконец, сбросив оковы коммунизма!..

А. А. Беляев: «…Зияющая пропасть между теорией социализма и горькой практикой его сталинского воплощения в СССР…»

- Неча с кривой рожей на зияющую пустоту зеркала пенять - всё равно на дне его горьковской пропасти окажетесь.

«…ужаснула людей…»

- Увидевших в кривой роже социализма звериный оскал смерти.

«…и поставила под вопрос саму правомерность социализма как течения и практики».

- На практике течения вопроса вообще не наблюдается.

«Возникают иные сейчас точки зрения на будущее страны и общества. Всё громче: “Долой Октябрь, Ленина, КПСС”».

- Глас народа - глас Божий!..

«Возникают различные центры разных реставраций, в том числе монархии».

- В центре должны быть только ресторации - пусть даже и с царскими обедами.

«Зашевелился и зарубежный наследник».

- Берём соцобязательство срочно вырастить своего, соцотечественного. Он у нас не только шевелиться, но и на побегушках будет.

«Появились иные подобные лидеры. Ко всем им можно было бы, конечно, относиться как к комическим персонажам. Однако надо и серьёзно задуматься, развенчивать их потуги».

- Вы что, бесплатный общественный туалет для них построить хотите, что ли?

«Но накопить надо новые нетривиальные, весомые и понятные аргументы в защиту революции, Ленина, КПСС».

- Похоже, вы действительно новый общественный туалет воздвигать собираетесь - для накопления этих… как их… как вы их там назвали?.. Ах, да! - всем понятных весомых аргументов.

«Хотелось бы только, чтобы в этой аргументации доминировало новое мышление глобального, планетарного масштаба».

- Как, как? - вы этот масштабный туалет опять для всей планеты строить будете?!.

«А чем же сейчас мы ещё можем увлечь за собой, как не свежей незаёмной мыслью…»

- Всё дело в том, что «не свежей» вы всегда вместе пишете, слитно, монолитно даже - оттого и несёт от вашей мысли монолитной несвежестью. А что касается займа, то вы нас всех настолько догола ограбили, что и занимать у нас уже нечего.

«…выраженной не лобово?»

- «Не лобово»?.. Лобково, что ли?.. И у вас порнухой потянуло?.. и вас на порнуху потянуло?..

«…И жизнь требует защиты, и демократическая народная власть требует защиты».

- До этого она была «партократической народной властью», да?!. И от кого вы её защищать собираетесь? - от самих себя?.. Опять единоборство с собственной тенью?.. Не хватит ли превращать страну в «царство теней»?..

«И порядок, о котором здесь правильно говорили...»

- О порядке правильно говорить следует так: «Ordnung muss sein!»

«…по которому мы так истосковались...»

- Фу ты! аж слезу своей тоской вышиб!..

«…тоже требует правовой защиты».

- Правой защиты! правой защиты! - «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»

«Для этой цели издан у нас целый ряд законов, но они, увы, не действуют или действуют столь вяло и неубедительно, что возникают сомнения: да есть ли они?»

- Законы-невидимки, законы-призраки - ау!.. где вы?..

«Боязнь употребить быстро и решительно власть и приводит к безвластию, разгулу преступности, анархии, росту политической напряжённости в обществе. А это прямым образом сказывается негативно на культуре…»

- Совершенно верно: боязно подворотничок к вороту гимнастёрки пришить!..

«…на культурных процессах».

- Под «культурными процессами» понимаются, очевидно, процессы над деятелями культуры: ведь их провести-то быстро и решительно - тоже боязно!..

«Особенно разрушительно безволие исполнительной власти отражается на ускорении дезинтеграции советской многонациональной культуры. Она всё более заметно становится именно многонациональной, но теряется объединяющее значение термина “советская”…»

- Так вам какая культура нужна: многонациональная - али савецкая? Вам ехать - али «шашечки»?..

Г. В. Свиридов: «…Теперь несколько слов о музыке. Приводится слышать, что Союз композиторов - организация никуда не годная. Это неправда».

- Конечно неправда! - как это «никуда не годная»?! - очень даже годная, чтобы послать её куда подальше!..

«Сейчас наша музыка переживает не самый лучший период».

- А чего же она тогда переживает, если период не из лучших? - да пропади он пропадом, этот период! Подумаешь! - другой найдётся, получше который!

«За годы перестройки не прибавилось крупных сочинений…»

- Композиторы годами были заняты перетаскиванием кирпичей на перестройке?..

«…уровень сочинительский упал…»

- На стройке обычно используют другой уровень, плотницкий. Так что пора и вам «топорной» работой заняться - больше «настрогаете».

«…не знаю, в чём тут дело».

- Не тот ключ подобрали - и в чужую квартиру вломились, значит.

«Русские композиторы, которых я знаю, как-то не “в активе”…»

- Все настоящие русские композиторы в нерукотворные «памятники» самим себе подались - некогда им за хвортеплясом сидеть.

«…мало выступают в прессе».

- В концертах - ещё меньше.

«Я в растерянности - ведь работают люди».

- Над собой - или над музпроизведениями?

«Какой-то трудный, переходный момент».

- Совсем не музыкальный момент!.. И не уловишь его, чтобы за решётки из наложенных друг на друга нотных линеек упрятать!..

«Устремление музыкального искусства за границу, гигантская реклама наживы через прессу - ужасно».

- Так вы же только что сказали, что русские композиторы не «в активе»! - а кто же тогда за границу устремляется?.. или русские композиторы - сами по себе, а музыкальное искусство - само по себе? Поясните, пожалуйста, свою мысль. Но только не через гигантский «правдный» пресс наживной саморекламы.

«Это не бегство Рахманинова, который бежал, боясь быть убитым, истреблённым вместе со всей семьёй».

- Простите, нельзя ли уточнить, от кого он бежал?

«А наша пресса? С помощью средств массовой информации мы возвратились к самому дурному - наклеиванию ярлыков. Делают это некомпетентные люди».

- Юродивые какие-то. А надо, чтобы ярлыки имели право наклеивать только компетентные. И не люди, а органы - и намертво наклеивать!

«Это свобода печати?..»

- Нет, это свобода слова. В основном непечатного.

«Литераторам легче, они имеют возможность дать сдачи…»

- Ну, это только те, у кого собственные многотомные соцэпопеи на полках гурьбой теснятся. А что же делать молодому начинающему поэту, у которого в лучшем случае худосочная тетрадочка первых стихов из печати вышла, - не из-под пресса, а из печати?.. Что этой тетрадкой сделаешь?.. разве что вместо карточной колоды противника по носу щелкать? - так пока ты к его носу подбираться будешь, он тебя своим книжным многопудьем по самую маковку завалит - и не шелохнёшься!..

«…а музыканты молчат».

- Да как же вам не стыдно! - советскую киноклассику позабыли: вон как в «Весёлых ребятах» музыканты на своих музинструментах сражались - любо-весело было поглядеть!..

М. С. Горбачёв: «Георгий Васильевич, начиналось с пробы голоса».

- «Голоса Америки». А закончилось «Свободой».

«Оппозиционные силы воевали тогда за инакомыслие, за плюрализм мнений».

- Это Горбачёв первым голосом поёт - голосом Генерального Секретаря ЦК КПСС. Пора бы теперь в один голос заговорить, но в полный, президентский.

«Теперь всё перевернулось на 180 градусов, и тот, кто воевал за плюрализм, похоже, уже готов оппонента даже физически уничтожить».

- А вот это уже даже не генсековский, а другой, чертовски знакомый по сравнительно давним и несравнимо недавним временам, голос возник!

Г. В. Свиридов: «Верно. И огорчает ещё одна нехорошая тенденция, которую я бы назвал самообливанием».

- Сразу видно, что это не литератор говорит. Настоящему литератору гораздо ближе послегонорарное самооблевание.

«В особенности это касается, к сожалению, русской культуры».

- Жалоба не по адресу. С этим вопросом вам бы к главе российских коммунистов обратиться: он в вопросах русской культуры лучше, чем в апельсинах, разбирается.

«Я деятель русской советской культуры…»

- Нет такой культуры. Есть русская культура советской эпохи. Вы её, очевидно, в виду имеете?..

«…и мне обидно за неё. Ведь это громадная культура… Обидно, что хоровая культура была, к сожалению, в большом загоне».

- Как же это вы насчёт хора старых большевиков забыли, под завывания которого вся страна столько десятилетий смертным воем выла?..

«Была в своё время издана “знаменитая” записка Шелепина, по которой все академические хоры упразднили».

- Вот и не верь после этого в силу печатного слова, даже если оно топором вырублено!..

«Вот такой был тяжёлый факт. Фундаментом музыкальной культуры является именно культура глубокая, народная, выросшая вместе с русским народом. Вот эту культуру надо всячески поддерживать, и сейчас мы имеем для этого возможности. Хоровая культура стихийно сама начала возрождаться».

- Ты, кум, наливай! - оно само запоёт!..

«Многое здесь может сделать церковь…»

- В доме умирающей КПСС вздумал говорить о покойнике!.. Ведь речь идёт о возрождении церковных хоров, которые эта КПСС и угробила! Вот ляпнул так ляпнул!..

«…потому что музыкальное воспитание каждого народа начинается с хорового воспитания и в школе, и в храме, и, наконец, в жизни...»

- От такой жизни райкомовские работники давно уже хором воют. Это им зачтётся как вклад в развитие русской культуры?

К. Ю. Лавров: «…Ещё одна проблема - отток из нашего общества умов и талантов. На этот вопрос нельзя махнуть рукой. Не могу согласиться с теми, кто считает, что, дескать, уехал, ну и бог с ним. Конечно, уезжает среди этого потока много пены, и пусть уезжает, вот их не жалко. Но сколько же вместе с тем и светлых голов! Это обескровливание нации!»

- Когда консолидируются все «здоровые силы нации», то светлым головам - особенно курчаво-темноволосым - не поздоровится, - вот эти головы и уносят ноги!..

«Значит, вероятно, как-то надо тоже учитывать эту проблему. Слава богу, у нас в драматических театрах пока не бегут: языка не знают…»

- «Василий Иванович, ну а в мировом масштабе?» - «Нет, Петька, языков не знаю»…

Однако шутки в сторону. Заграницы, разумеется. А у нас крайне серьёзно сам собой напрашивается “Указ Президента о всеобщем и повсеместном запрещении изучения языков”. А уже имеющиеся в наличии языки выдрать с корнем и изъять из обращения - тогда и за границу можно будет спокойным быть: никто за неё без языка не побежит.

В. Г. Распутин: «…Культура же - почти антикультура. Появились в музыке агрессивные звуки, а в живописи - агрессивные образы. Появились в литературе агрессивные слова и агрессивные сюжеты, агрессивные положительные герои и так далее».

- Короче, появился агрессивный пацифизм и космополитический агрессизм.

«…Ещё, наверное, необходим закон о нравственности. Говорить сейчас о цензуре - раньше бы это называлось “нравственная цензура” - как-то неприлично. Может быть, нравственная требовательность? Сейчас фильмы без этой самой “порнухи” уже и выпускать-то считается дурным тоном! На страницах «Советской культуры» - огромный разворот - рассуждают: что порнография, а что нет, что позволительно в искусстве, а что непозволительно».

- Вырвать бы сам предмет разговора из жизни вместе со всеми его корнями, чтобы и духу его не было, - и дело с концом!

«Да я с высшим образованием...»

- С каким высшим - порнографическим или сексуальным? А может - пальцесосательным?..

«…а не пойму, где порнография, где эротика, а где безобразие».

- Где хоть и противно, но хочется, - порнография; где и хочется, и нравится, и любо посмотреть, - эротика; ну а где при всём желании или нежелании всё равно ничего не получается, - так это просто безобразие!..

«И никто из нас, по-моему, этого не понимает!»

- Возрастной состав не тот! Отпонимались уже!..

«Никто не понимает, а они берутся рассуждать и берутся давать рекомендации…»

- Простите, перебью: а дети всё-таки как же получаются?.. Давайте договоримся сразу: или они в основном не из пробирок вылезают - или же мы всё на аистов сваливаем, а сами в страусов превращаемся - и эту самую головку по самые груди… простите, - по самую шейку… ещё раз простите, - и голову по шею в песок зарываем.

«…что в искусстве можно давать, до каких пор, а до каких пор давать нельзя».

- Знаете, это дело сугубо индивидуальное и добровольное: насиловать нельзя, потому что насильно мил не будешь, а давать можно сколько угодно и кому угодно, - главное, СПИДу бы не подхватить. Вот до каких пор давать можно, а до каких нельзя, - это определить труднее. Не будешь же кругом с сантиметром лазить! - за это и по морде схлопотать можно! На глазок определять придётся…

«У нас ведь есть ещё закон о порнографии, но он, видите ли, с такими “довесками”, что если попытаться применить этот закон, ничего бы просто не получилось».

- Что, эти «довески» не натуральные?.. Оно тогда конечно - ничего не получится!..

«Разрушение нравственности, разрушение культуры - очень серьёзно, и браться за это дело нужно, как бы ни тяжело было».

- Оттого и разрушены и культура, и нравственность, - что взялись за это очень серьёзно, по-научному, используя самое «прогрессивное» мировоззрение и разрушая всё с лёгкостью необыкновенной, сказочной...

«И всё-таки, самое главное сейчас - выжить, выстоять.

- Не стоя на панели.

«Мы должны разобраться во всём, что происходит. У нас отняли инициативу…»

- А мы так любили эту Инициативу! такой безответственной платонической любовию!..

«…её перехватили...»

- Что же с ней теперь сделают?..

«…вовсе не интеллигенты...»

- Теперь её точно изнасилуют, раз вовсе не интеллигенты!..

А «интеллигенты» сейчас гурьбой из Политбюро на пенсию посыпались - мемуары писать, как голышом за ширмой Ниночки прятались, той Ниночки, которая своими девственными принципами поступаться не хочет...

«…а полуинтеллигенты…»

- Полу - голые - или полу - одетые?.. Не разобрал что-то!..

«Даже хуже того - не перехватили, отстранили нас, а мы теперь… вынуждены приходить к согласию».

- К кому вы теперь приходить вынуждены?.. Что это за гермафродит такой среднеродный?.. или вовсе безродный... Опять неравным браком запахло...

«А пресса подчас не ориентируется в обстановке...»

- Да где уж ей! Такая голытьба со всех сторон на неё навалилась - не то что полу -, а совсем раздетая и даже разодетая, - что глаза из орбит повылазили и, под лоб закатившись, в разные стороны разбежались... Какая уж тут ориентация!..

«…не чувствует духа времени».

- Вот это вы совершенно напрасно! - за версту чуется, что дух у времени дюже чижолый - так прессом и давит на грудя!..

«Хватит разрушать, хватит заниматься “чернухой”!»

- Лучше «червивкой» заниматься: тогда не только «довески» шевелиться не будут, но к Устав КПСС за Дрюёна сойдёт!..

«Наступил момент…»

- Организационный - или оргазменный?.. Или момент нас тупил - особенно тех, кто в тот момент не пил?..

«…когда переелись такой правдой».

- Уж точно: весь организм обратно выворачивает...

«Да что там говорить о правде...»

- В самом деле: что с этой ведьмой цацкаться?! Хватит ей голышом бегать - пора костёр разжигать, чтобы его потом снова на воспламеняющие искры разобрать можно было.

«…когда столько неправды, выдумок, столько грязи, лжи, ненависти вообще к этой стране выливается на страницах наших газет!»

- Надо организовать из всех из них один орган - и так и назвать его: «Помойная яма» - чтобы, значит, люди знали, куда заглядывают.

«Не то что читать, иной раз подальше куда-нибудь…»

- Но-но! попрошу без выражений!

«…сбежать просто хочется, и всё».

- Зажавши нос и сказавши вслух: «Вонь! из Москвы! сюда я больше не ездок!»

«…Мы не спасём страны без должного порядка».

- Наведём в стране спасительный порядок! - вырядим всех в мундиры и убьём... убьём тем самым сразу... сразу двух зайцев: и порнушная эротика в один момент безобразничать прекратит, и «на-первый-второй-рассчитайсь!» попарно положиться можно будет...

7, 15-19 октября 1990 года

Бондарев, герб СССР, сарказм, Гласность, Горбачёв, гимн СССР, комми, Распутин, С.Михалков, пародия, совписатели, Перестройка, сатира, Залыгин

Previous post Next post
Up