Nov 16, 2009 21:37
Выступления писателей и других деятелей культуры на встрече с Горбачёвым в Кремле 29 сентября («Правда» № 276 от 3 октября 1990 г.)
С. В. Михалков: «Меня, всех детских писателей…»
- Ну уж если автор Гимна Союза Советских Социалистических Республик сам относит себя к детским писателям, то уж точно они все 73 года со страной в детский садик играют...
«…беспокоит то, что происходит сегодня с будущим нашего государства. Возьмём с пионерского возраста. Даже раньше, с 7-8 лет дети смотрят телевизор, разговаривают с родителями, друг с другом на улице, этих разговоров мы не слышим, но знаем их».
- Ах, как хорошо было раньше! - телевизоров не было, одни только «тарелки» на улице на столбе и дома на стене висели, а выбор программ простым был - либо слушать, либо не слушать (если никто не видит, что ты не слушаешь…). Но лучше было всё-таки слушать, даже если никто не видит, что ты не слушаешь: всё равно ты себя выдашь тем, что не знаешь того, о чём говорит радио Страны Советов, и тебя заподозрят в замысливании злого умысла. Да и не придётся не слушать: свою «тарелку» вырубишь, так соседская через стенку «достанет». А не «достанет», так сосед «стукнет», что у тебя «тарелки» не слышно...
«В школе - это не анекдот, а факт, знакомый мальчик на уроке должен был читать текст Государственного гимна, и учительница ему поставила за чтение тройку, так он сказал: ”А страна-то разваливается”. Мальчик это прочитал в журнале. Идёт планомерная, систематическая, ежедневная компрометация средствами массовой информации всего того, на чём воспитывались поколения».
- А воспитывались они в основном на сказках, мифах и баснях, наиболее примечательным из которых является басенный сказкомиф о коммунизме, оформленный в виде Государственного гимна, не зря же Гимн поручили писать именно баснописцу...
«Я не хочу вдаваться в историю этого большого вопроса, потому что он коснулся всей страны, но компрометируются государственные символы, издеваются над текстом гимна - мол, слова устарели, нет никакой “дружбы народов”, ничего Русь не сплотила и т. д. Всё вокруг меняется: переименовываются улицы, снимаются памятники. И об этом настойчиво сообщается каждый день.
Ансамбль поёт: “Добрый дедушка Ленин, ты такой хороший, а мы твои внучата, но у нас нет хлеба, нет картошки, зато дело живёт, так лучше бы это дело умерло, а ты остался жить”. Это поют какие-то ансамбли. Что же происходит в сознании ребенка, подростка?..»
- Происходит разложение Госгимна, вопрошающим товарищем написанного, на его атомарные составляющие.
C. П. Залыгин: «…Доверия и к правительству, и к Президенту, и к интеллигенции в целом в народе нет, его нужно создать».
- С каких это пор правительство и Президент относятся к интеллигенции, в целом пока ещё целой?..
«Может быть, нужно образовать, как в революционное время, рабочие контрольные бригады, которые занялись бы вопросами контроля».
- Контроля контры, контровым контролем интеллигенции, а точки в актах контроля ставить с помощью маузеров, для производства которых срочно переориентировать конверсию, ведь производство маузеров - сугубо гражданское дело, ибо используются оные исключительно гражданами, которые вовсе не обязаны быть поэтами, - против поэтов, чтобы сделать последних достойными гражданами своей страны, то есть гражданами, удостоенными того Гимна, который неисправимо написан детским писателем-баснописцем, и заслуживающими Герба с символами физического труда в кузне кадров для великой стройки и подкашивания урожая на корню. Принцип наш непоколебим: «Народ - для Гимна, а не Гимна - для народа!». И этим принципом мы никогда не поступимся. Нам проще сменить народ, чем Гимн: лучше вам, народ, не жить, чем нам Гимну сменить!..
«В этом деле мог бы участвовать весь народ…»
- Ха-ха!.. народ-контролёр!.. а работу - на хрен! Пусть теперь партократы «вкалывают», а народ будет их работу контролировать. Контроль - дело всенародное! Даешь контроль! Завод закрыт - все ушли на контроль!..
«…ведь он научился у нас только разговаривать».
- Разговорчики в контрольном строю!.. Разговором сыт не будешь, а вот сумки с «авоськами» от контроля полнее становятся. Бросим всё - и бросим всех на контроль!..
«И пока не дадим народу в руки какое-то конкретное дело, пускай маленькое, ничего не изменим».
- Если народ начнёт пускать «маленькое дело», то затем неизбежно перейдёт к «большому» - и тогда стране враз несдобровать, так как народ у нас велик и могуч: мигом таких дел наворочает, что по рукам потом бить придётся тех, кто к этим могучим кучкам тянуться станет...
«Мы сами запустили народ по пути разговорному».
- Взапуски и взахлёб ему правду-матку меж глаз врезали так, что окосел, окривел и закосел он, народ, - и с пути истинного сбился, заболтался и разболтался; все гайки у этих «винтиков» пооткручивались-поотлетали, - что же удивительного, что наш монопартийно-одноколёсный паровоз на ходу теперь разваливается, так и не долетев до остановки «Коммуна». А если теперь у него, у паровоза, это последнее - и единственное, единственное - и последнее, колесо отнять?.. На брюхе ему дальше ехать, что ли?.. В гада ползучего, в динозавра времён пещерного коммунизма превращаться?..
«Нам надо начинать с нуля».
- По Цельсиусу? - или по Фаренгейтису?..
«Но, вы знаете, у нас сейчас отрицательная величина…»
- Зато она больше всех в мире!
«…и нам предстоит ещё достигать этого нуля…»
- Как дойдём до точки (замерзания) - так и достигнем нуля.
« от которого, как от точки исходной…»
- Древние иудеи исходили из Египта, а мы из какой точки на карте исходить будем? - и кто у нас за Моисея сойдёт? - с политического Олимпа.
«…нужно начинать…»
- Нужно, нужно, очень нужно не дать этой точке превратиться в нужник.
Ю. В. Бондарев: «…Почему мы оказались в таком тяжелейшем положении? Потому что разрушили триаду - государственность, народность, веру. Веру я понимаю здесь не однозначно».
- Ничего, недалеко от места этой встречи есть другое место, где с вас быстро снимут грех неоднозначности.
«Это ничего хорошего нашей стране не принесло».
- Ну, как знаете! - моё дело только предложить.
«Это принесло ряд последовательных разрушений, последствия которых мы сейчас с вами все чувствуем, переживаем».
- Не волнуйтесь, вы переживёте. Вы кого угодно переживёте.
«…Порой, Михаил Сергеевич, мне нашу гласность, если говорить о её односторонности, если говорить о её ультранаправленности…»
- Поговорите уж лучше об инфраотравленности народа односторонностью гласности.
«…если говорить о её разрушительной тенденции, хочется определить так: гласность - это ложь, которая больше похожа на правду, чем сама правда».
- Вы газету имеете в виду - или взаправду правду?..
«Наша гласность разрушила прошлое, разрушила фундамент».
- Выражайтесь точнее: разрушила фундамент прошлого.
«Дом в воздухе не построишь».
- В воздухе только замки строят. Воздушные. В которых рыцари обитают. Революции. Железные такие из себя. Из вас то есть…
«Меня долго упрекали за то, что я против разрушения фундамента. Но фундамент - это наша история, это наши истоки, это наша духовность, это наша культура, это наша экономика».
- Теперь понятно: вы в своё время всё это - и историю, и духовность, и культуру, и экономику - бесталанно в землю зарыли, а сверху дурно пахнущую навозную политическую надстройку барачного типа соорудили, которая и сгноила фундамент.
«Если хотите, только потому, что до сих пор существуют ещё такие образования, как совхозы и колхозы, может быть, мы с вами не умираем от голода».
- Если мы и не умираем, то только от смеха над напыщенными идиотами!..
«Это тоже нужно знать».
- Знать пусть сама о себе позаботится - она не зря в своё время колхозы и совхозы создала.
«Базируясь на чём-то, что было уже сделано, нужно было двигаться дальше. Мы разрушили то, что мы разрушили, - в общем, ту землю, по которой нам нужно было ходить».
- Вы её не разрушили, а сожгли: у вас же земля под ногами горела!
«Мы оторвались от земли».
- Икары! - Не Святогоры и не Микулы Селяниновичи!..
«И отсюда произошло всё».
- Простите, откуда?.. И о каком происхождении идёт речь? - о происхождении семьи, частной собственности и государства?.. И это вы называете «всё»?..
«Печать, ультрапечать наша, которую я называю так, беззастенчиво и до сих пор уничтожает всё то, что держит человека на земле».
- Ноги у него откручивает, что ли? - вместе с тем, из чего ноги растут…
«Для чего же печать?»
- Для того, шоб тоби пакет засургучить.
«Для того, чтобы разрушать человека, для того, чтобы разрушать его веру в своих отцов, матерей, братьев, сестёр, любовь, во все человеческие чувства, милосердие? Нет! Она существует и дана богом для прямой задачи».
- Ну да, это ваш бог сделал её коллективным агитатором, пропагандистом и организатором масс. Но ведь он, насколько мне помнится, никогда не давал человеку надежды на веру, любовь, - не говоря уж о милосердии: он и не подозревал, что существует такое слово, а тем более чувство…
Так что вы со своей проповедью не в ту дверь сунулись - вам та нужна, которая по другую сторону кремлёвской стены, та, возле которой курсантики навытяжку стоят...
«Кстати, мне один профессионал сказал: что вы всё про печать, про печать».
- В самом деле: что вы всё про печать, про печать... Про человека бы лучше рассказали - это у вас хорошо получается.
«Вы же вызываете пять лет на себя огонь».
- Если вас до сих пор не укокошили, значит, вас исключительно болванками обстреливают, от которых вы успешно в железобетонном бункере прошлого укрываетесь. Но не исключено, что одна из них вас все-таки по голове задела: уж больно у вас признаки контузии налицо - заговариваетесь вы сильно: «государственность, народность, вера», «ультранаправленность», «ультрапечать», «совхозы и колхозы»…
«Я говорю, что я буду вызывать на себя огонь до тех пор, пока что-то не изменится».
- Пока наши не подойдут?..
«Наша печать - это сплошная ненависть к своей земле, к своим людям и к своей стране, на ненависти добро не создашь, не построишь добро».
- Но это же ваша печать! - вот вы со своей печатью и разберитесь, а то она действительно подраспустилась в последнее время. Сделайте так, чтобы это время стало для неё в самом деле последним...
«…Как мы любим произносить слово “революция”!.. Но что вкладывается в это понятие? Если полная смена общественной формации, то так и нужно говорить, а не говорить о неофеодализме, постфеодализме. Говорите прямо: если мы переживаем состояние революции, значит, мы меняем формацию и переходим в другое состояние нашей жизни. Нечего морочить голову друг другу, а нужно сказать точно, чтобы все это знали».
- Я ничего не понял из того, что он сказал, - кроме того, что он сам себе голову так заморочил, что уже совершенно не соображает, что несёт…
«Мне хотелось, чтобы президентская власть была использована с той мерой и достоинством демократии и свободы…»
- А мерой демократии и свободы пусть будет сталинский аршин с ценой деления в один ленин!..
«…которая должна быть присуща нашей России».
- Век бы вам России не видать - тогда она воспрянула бы, наконец, сбросив оковы коммунизма!..
А. А. Беляев: «…Зияющая пропасть между теорией социализма и горькой практикой его сталинского воплощения в СССР…»
- Неча с кривой рожей на зияющую пустоту зеркала пенять - всё равно на дне его горьковской пропасти окажетесь.
«…ужаснула людей…»
- Увидевших в кривой роже социализма звериный оскал смерти.
«…и поставила под вопрос саму правомерность социализма как течения и практики».
- На практике течения вопроса вообще не наблюдается.
«Возникают иные сейчас точки зрения на будущее страны и общества. Всё громче: “Долой Октябрь, Ленина, КПСС”».
- Глас народа - глас Божий!..
«Возникают различные центры разных реставраций, в том числе монархии».
- В центре должны быть только ресторации - пусть даже и с царскими обедами.
«Зашевелился и зарубежный наследник».
- Берём соцобязательство срочно вырастить своего, соцотечественного. Он у нас не только шевелиться, но и на побегушках будет.
«Появились иные подобные лидеры. Ко всем им можно было бы, конечно, относиться как к комическим персонажам. Однако надо и серьёзно задуматься, развенчивать их потуги».
- Вы что, бесплатный общественный туалет для них построить хотите, что ли?
«Но накопить надо новые нетривиальные, весомые и понятные аргументы в защиту революции, Ленина, КПСС».
- Похоже, вы действительно новый общественный туалет воздвигать собираетесь - для накопления этих… как их… как вы их там назвали?.. Ах, да! - всем понятных весомых аргументов.
«Хотелось бы только, чтобы в этой аргументации доминировало новое мышление глобального, планетарного масштаба».
- Как, как? - вы этот масштабный туалет опять для всей планеты строить будете?!.
«А чем же сейчас мы ещё можем увлечь за собой, как не свежей незаёмной мыслью…»
- Всё дело в том, что «не свежей» вы всегда вместе пишете, слитно, монолитно даже - оттого и несёт от вашей мысли монолитной несвежестью. А что касается займа, то вы нас всех настолько догола ограбили, что и занимать у нас уже нечего.
«…выраженной не лобово?»
- «Не лобово»?.. Лобково, что ли?.. И у вас порнухой потянуло?.. и вас на порнуху потянуло?..
«…И жизнь требует защиты, и демократическая народная власть требует защиты».
- До этого она была «партократической народной властью», да?!. И от кого вы её защищать собираетесь? - от самих себя?.. Опять единоборство с собственной тенью?.. Не хватит ли превращать страну в «царство теней»?..
«И порядок, о котором здесь правильно говорили...»
- О порядке правильно говорить следует так: «Ordnung muss sein!»
«…по которому мы так истосковались...»
- Фу ты! аж слезу своей тоской вышиб!..
«…тоже требует правовой защиты».
- Правой защиты! правой защиты! - «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
«Для этой цели издан у нас целый ряд законов, но они, увы, не действуют или действуют столь вяло и неубедительно, что возникают сомнения: да есть ли они?»
- Законы-невидимки, законы-призраки - ау!.. где вы?..
«Боязнь употребить быстро и решительно власть и приводит к безвластию, разгулу преступности, анархии, росту политической напряжённости в обществе. А это прямым образом сказывается негативно на культуре…»
- Совершенно верно: боязно подворотничок к вороту гимнастёрки пришить!..
«…на культурных процессах».
- Под «культурными процессами» понимаются, очевидно, процессы над деятелями культуры: ведь их провести-то быстро и решительно - тоже боязно!..
«Особенно разрушительно безволие исполнительной власти отражается на ускорении дезинтеграции советской многонациональной культуры. Она всё более заметно становится именно многонациональной, но теряется объединяющее значение термина “советская”…»
- Так вам какая культура нужна: многонациональная - али савецкая? Вам ехать - али «шашечки»?..
Г. В. Свиридов: «…Теперь несколько слов о музыке. Приводится слышать, что Союз композиторов - организация никуда не годная. Это неправда».
- Конечно неправда! - как это «никуда не годная»?! - очень даже годная, чтобы послать её куда подальше!..
«Сейчас наша музыка переживает не самый лучший период».
- А чего же она тогда переживает, если период не из лучших? - да пропади он пропадом, этот период! Подумаешь! - другой найдётся, получше который!
«За годы перестройки не прибавилось крупных сочинений…»
- Композиторы годами были заняты перетаскиванием кирпичей на перестройке?..
«…уровень сочинительский упал…»
- На стройке обычно используют другой уровень, плотницкий. Так что пора и вам «топорной» работой заняться - больше «настрогаете».
«…не знаю, в чём тут дело».
- Не тот ключ подобрали - и в чужую квартиру вломились, значит.
«Русские композиторы, которых я знаю, как-то не “в активе”…»
- Все настоящие русские композиторы в нерукотворные «памятники» самим себе подались - некогда им за хвортеплясом сидеть.
«…мало выступают в прессе».
- В концертах - ещё меньше.
«Я в растерянности - ведь работают люди».
- Над собой - или над музпроизведениями?
«Какой-то трудный, переходный момент».
- Совсем не музыкальный момент!.. И не уловишь его, чтобы за решётки из наложенных друг на друга нотных линеек упрятать!..
«Устремление музыкального искусства за границу, гигантская реклама наживы через прессу - ужасно».
- Так вы же только что сказали, что русские композиторы не «в активе»! - а кто же тогда за границу устремляется?.. или русские композиторы - сами по себе, а музыкальное искусство - само по себе? Поясните, пожалуйста, свою мысль. Но только не через гигантский «правдный» пресс наживной саморекламы.
«Это не бегство Рахманинова, который бежал, боясь быть убитым, истреблённым вместе со всей семьёй».
- Простите, нельзя ли уточнить, от кого он бежал?
«А наша пресса? С помощью средств массовой информации мы возвратились к самому дурному - наклеиванию ярлыков. Делают это некомпетентные люди».
- Юродивые какие-то. А надо, чтобы ярлыки имели право наклеивать только компетентные. И не люди, а органы - и намертво наклеивать!
«Это свобода печати?..»
- Нет, это свобода слова. В основном непечатного.
«Литераторам легче, они имеют возможность дать сдачи…»
- Ну, это только те, у кого собственные многотомные соцэпопеи на полках гурьбой теснятся. А что же делать молодому начинающему поэту, у которого в лучшем случае худосочная тетрадочка первых стихов из печати вышла, - не из-под пресса, а из печати?.. Что этой тетрадкой сделаешь?.. разве что вместо карточной колоды противника по носу щелкать? - так пока ты к его носу подбираться будешь, он тебя своим книжным многопудьем по самую маковку завалит - и не шелохнёшься!..
«…а музыканты молчат».
- Да как же вам не стыдно! - советскую киноклассику позабыли: вон как в «Весёлых ребятах» музыканты на своих музинструментах сражались - любо-весело было поглядеть!..
М. С. Горбачёв: «Георгий Васильевич, начиналось с пробы голоса».
- «Голоса Америки». А закончилось «Свободой».
«Оппозиционные силы воевали тогда за инакомыслие, за плюрализм мнений».
- Это Горбачёв первым голосом поёт - голосом Генерального Секретаря ЦК КПСС. Пора бы теперь в один голос заговорить, но в полный, президентский.
«Теперь всё перевернулось на 180 градусов, и тот, кто воевал за плюрализм, похоже, уже готов оппонента даже физически уничтожить».
- А вот это уже даже не генсековский, а другой, чертовски знакомый по сравнительно давним и несравнимо недавним временам, голос возник!
Г. В. Свиридов: «Верно. И огорчает ещё одна нехорошая тенденция, которую я бы назвал самообливанием».
- Сразу видно, что это не литератор говорит. Настоящему литератору гораздо ближе послегонорарное самооблевание.
«В особенности это касается, к сожалению, русской культуры».
- Жалоба не по адресу. С этим вопросом вам бы к главе российских коммунистов обратиться: он в вопросах русской культуры лучше, чем в апельсинах, разбирается.
«Я деятель русской советской культуры…»
- Нет такой культуры. Есть русская культура советской эпохи. Вы её, очевидно, в виду имеете?..
«…и мне обидно за неё. Ведь это громадная культура… Обидно, что хоровая культура была, к сожалению, в большом загоне».
- Как же это вы насчёт хора старых большевиков забыли, под завывания которого вся страна столько десятилетий смертным воем выла?..
«Была в своё время издана “знаменитая” записка Шелепина, по которой все академические хоры упразднили».
- Вот и не верь после этого в силу печатного слова, даже если оно топором вырублено!..
«Вот такой был тяжёлый факт. Фундаментом музыкальной культуры является именно культура глубокая, народная, выросшая вместе с русским народом. Вот эту культуру надо всячески поддерживать, и сейчас мы имеем для этого возможности. Хоровая культура стихийно сама начала возрождаться».
- Ты, кум, наливай! - оно само запоёт!..
«Многое здесь может сделать церковь…»
- В доме умирающей КПСС вздумал говорить о покойнике!.. Ведь речь идёт о возрождении церковных хоров, которые эта КПСС и угробила! Вот ляпнул так ляпнул!..
«…потому что музыкальное воспитание каждого народа начинается с хорового воспитания и в школе, и в храме, и, наконец, в жизни...»
- От такой жизни райкомовские работники давно уже хором воют. Это им зачтётся как вклад в развитие русской культуры?
К. Ю. Лавров: «…Ещё одна проблема - отток из нашего общества умов и талантов. На этот вопрос нельзя махнуть рукой. Не могу согласиться с теми, кто считает, что, дескать, уехал, ну и бог с ним. Конечно, уезжает среди этого потока много пены, и пусть уезжает, вот их не жалко. Но сколько же вместе с тем и светлых голов! Это обескровливание нации!»
- Когда консолидируются все «здоровые силы нации», то светлым головам - особенно курчаво-темноволосым - не поздоровится, - вот эти головы и уносят ноги!..
«Значит, вероятно, как-то надо тоже учитывать эту проблему. Слава богу, у нас в драматических театрах пока не бегут: языка не знают…»
- «Василий Иванович, ну а в мировом масштабе?» - «Нет, Петька, языков не знаю»…
Однако шутки в сторону. Заграницы, разумеется. А у нас крайне серьёзно сам собой напрашивается “Указ Президента о всеобщем и повсеместном запрещении изучения языков”. А уже имеющиеся в наличии языки выдрать с корнем и изъять из обращения - тогда и за границу можно будет спокойным быть: никто за неё без языка не побежит.
В. Г. Распутин: «…Культура же - почти антикультура. Появились в музыке агрессивные звуки, а в живописи - агрессивные образы. Появились в литературе агрессивные слова и агрессивные сюжеты, агрессивные положительные герои и так далее».
- Короче, появился агрессивный пацифизм и космополитический агрессизм.
«…Ещё, наверное, необходим закон о нравственности. Говорить сейчас о цензуре - раньше бы это называлось “нравственная цензура” - как-то неприлично. Может быть, нравственная требовательность? Сейчас фильмы без этой самой “порнухи” уже и выпускать-то считается дурным тоном! На страницах «Советской культуры» - огромный разворот - рассуждают: что порнография, а что нет, что позволительно в искусстве, а что непозволительно».
- Вырвать бы сам предмет разговора из жизни вместе со всеми его корнями, чтобы и духу его не было, - и дело с концом!
«Да я с высшим образованием...»
- С каким высшим - порнографическим или сексуальным? А может - пальцесосательным?..
«…а не пойму, где порнография, где эротика, а где безобразие».
- Где хоть и противно, но хочется, - порнография; где и хочется, и нравится, и любо посмотреть, - эротика; ну а где при всём желании или нежелании всё равно ничего не получается, - так это просто безобразие!..
«И никто из нас, по-моему, этого не понимает!»
- Возрастной состав не тот! Отпонимались уже!..
«Никто не понимает, а они берутся рассуждать и берутся давать рекомендации…»
- Простите, перебью: а дети всё-таки как же получаются?.. Давайте договоримся сразу: или они в основном не из пробирок вылезают - или же мы всё на аистов сваливаем, а сами в страусов превращаемся - и эту самую головку по самые груди… простите, - по самую шейку… ещё раз простите, - и голову по шею в песок зарываем.
«…что в искусстве можно давать, до каких пор, а до каких пор давать нельзя».
- Знаете, это дело сугубо индивидуальное и добровольное: насиловать нельзя, потому что насильно мил не будешь, а давать можно сколько угодно и кому угодно, - главное, СПИДу бы не подхватить. Вот до каких пор давать можно, а до каких нельзя, - это определить труднее. Не будешь же кругом с сантиметром лазить! - за это и по морде схлопотать можно! На глазок определять придётся…
«У нас ведь есть ещё закон о порнографии, но он, видите ли, с такими “довесками”, что если попытаться применить этот закон, ничего бы просто не получилось».
- Что, эти «довески» не натуральные?.. Оно тогда конечно - ничего не получится!..
«Разрушение нравственности, разрушение культуры - очень серьёзно, и браться за это дело нужно, как бы ни тяжело было».
- Оттого и разрушены и культура, и нравственность, - что взялись за это очень серьёзно, по-научному, используя самое «прогрессивное» мировоззрение и разрушая всё с лёгкостью необыкновенной, сказочной...
«И всё-таки, самое главное сейчас - выжить, выстоять.
- Не стоя на панели.
«Мы должны разобраться во всём, что происходит. У нас отняли инициативу…»
- А мы так любили эту Инициативу! такой безответственной платонической любовию!..
«…её перехватили...»
- Что же с ней теперь сделают?..
«…вовсе не интеллигенты...»
- Теперь её точно изнасилуют, раз вовсе не интеллигенты!..
А «интеллигенты» сейчас гурьбой из Политбюро на пенсию посыпались - мемуары писать, как голышом за ширмой Ниночки прятались, той Ниночки, которая своими девственными принципами поступаться не хочет...
«…а полуинтеллигенты…»
- Полу - голые - или полу - одетые?.. Не разобрал что-то!..
«Даже хуже того - не перехватили, отстранили нас, а мы теперь… вынуждены приходить к согласию».
- К кому вы теперь приходить вынуждены?.. Что это за гермафродит такой среднеродный?.. или вовсе безродный... Опять неравным браком запахло...
«А пресса подчас не ориентируется в обстановке...»
- Да где уж ей! Такая голытьба со всех сторон на неё навалилась - не то что полу -, а совсем раздетая и даже разодетая, - что глаза из орбит повылазили и, под лоб закатившись, в разные стороны разбежались... Какая уж тут ориентация!..
«…не чувствует духа времени».
- Вот это вы совершенно напрасно! - за версту чуется, что дух у времени дюже чижолый - так прессом и давит на грудя!..
«Хватит разрушать, хватит заниматься “чернухой”!»
- Лучше «червивкой» заниматься: тогда не только «довески» шевелиться не будут, но к Устав КПСС за Дрюёна сойдёт!..
«Наступил момент…»
- Организационный - или оргазменный?.. Или момент нас тупил - особенно тех, кто в тот момент не пил?..
«…когда переелись такой правдой».
- Уж точно: весь организм обратно выворачивает...
«Да что там говорить о правде...»
- В самом деле: что с этой ведьмой цацкаться?! Хватит ей голышом бегать - пора костёр разжигать, чтобы его потом снова на воспламеняющие искры разобрать можно было.
«…когда столько неправды, выдумок, столько грязи, лжи, ненависти вообще к этой стране выливается на страницах наших газет!»
- Надо организовать из всех из них один орган - и так и назвать его: «Помойная яма» - чтобы, значит, люди знали, куда заглядывают.
«Не то что читать, иной раз подальше куда-нибудь…»
- Но-но! попрошу без выражений!
«…сбежать просто хочется, и всё».
- Зажавши нос и сказавши вслух: «Вонь! из Москвы! сюда я больше не ездок!»
«…Мы не спасём страны без должного порядка».
- Наведём в стране спасительный порядок! - вырядим всех в мундиры и убьём... убьём тем самым сразу... сразу двух зайцев: и порнушная эротика в один момент безобразничать прекратит, и «на-первый-второй-рассчитайсь!» попарно положиться можно будет...
7, 15-19 октября 1990 года
Бондарев,
герб СССР,
сарказм,
Гласность,
Горбачёв,
гимн СССР,
комми,
Распутин,
С.Михалков,
пародия,
совписатели,
Перестройка,
сатира,
Залыгин