ИНТЕРНЕТ, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И БЛОКИРОВКИ 20.05.2022 17:00
Телевидение, соцсети и Интернет-издания являются основными источниками информации.
На фоне «спецоперации» доверие к телевидению выросло, к интернет-источникам - снизилось.
Аудитории заблокированных социальных сетей продолжают снижаться. В обществе нет однозначного отношения к блокировкам и ограничениям в интернете: недавние блокировки россияне скорее не поддерживают, при этом больше половины респондентов не против интернет-цензуры как таковой.
Телевидение остается основным источником информации, но его популярность как основного способа получения новостей постепенно снижается. Доля тех, кто отметил социальные сети и Интернет-издания как основной источник новостей, составила 39% и 32% соответственно.
Как источникам информации более всего респонденты доверяют телевидению (52%), интернет-изданиям (17%) и социальным сетям (17%). В начале весны, на фоне «спецоперации» и мобилизации общественного мнения, выросло доверие телевидению, доверие источникам в интернете снизилось. Однако к концу апреля этот эффект начал сглаживаться.
Доля ежедневных интернет-пользователей продолжает увеличиваться: 65% - в ноябре 2019 года, 68% - в марте 2022 года, 70% - в апреле.
Доля ежедневных пользователей интернета увеличилась в двух из четырёх возрастных группах: в группе 18-24 года - до 95% (в марте - 89%), в группе 55 лет и старше - до 44% (в марте - 40%). В группе 25-39 лет доля активных пользователей почти не изменилась и составила 92% (в марте - 91%), в группе 40-54 года - снизилась до 73% (в марте - 76%).
60% респондентов посещают социальные сети ежедневно или практически ежедневно, ещё 8% - несколько раз в неделю, 4% - 1 раз в неделю и реже.
В ТОП-3 социальных сетей по популярности среди пользователей, как и в марте, вошли: ВКонтакте (65%), YouTube (47%) и Одноклассники (40%).
Аудитории попавших под запрет в России Instagram и Facebook продолжают снижаться. В конце апреля их использовали 21% и 5% респондентов соответственно (в марте - 23% и 6%).
Большинство респондентов (85%) так или иначе слышали о блокировке социальных сетей Facebook и Instagram.
Наиболее осведомлены об этом респонденты в возрасте 18-24 года и 25-39 лет: 95% в каждой из этих категорий знают о блокировке; и активные интернет-пользователи: среди ежедневных пользователей о блокировке данных соцсетей известно 94% опрошенных. Наименее осведомлены - респонденты 55 лет и старше: из них знают о блокировке 72%, не знают чуть более четверти (26%); а также те, кто не пользуется интернетом: около половины (49%) из них не слышали об ограничении доступа.
Около трети (32%) поддерживают блокировки Facebook и Instagram, не поддерживают - 46%.
В целом среди всех возрастных групп преобладают те, кто не поддерживает блокировки.
В то же время в группе 55 лет и старше треть респондентов затруднились ответить на этот вопрос. В группе респондентов, не пользующихся интернетом, 26% поддерживают блокировки данных соцсетей, и столько же - не поддерживают, при этом половина опрошенных в этой категории затруднились ответить.
Наименьший уровень поддержки блокировок представлен в самой молодой группе: среди 18-24-летних опрошенных только пятая часть (19%) поддерживают ограничение доступа к данным соцсетям, в то время как не поддерживают - 72%. Также низкую поддержку блокировок демонстрируют активные пользователи интернета. Среди них поддерживают это решение около трети (34%), не поддерживают чуть более половины (53%).
Респонденты, поддерживающие блокировки Facebook и Instagram, представили следующие ключевые обоснования своего мнения: в этих соцсетях представлены «много лжи, фейков» (35%), «много лишней информации, гадостей, разврата, негатива, мусора» (21%) и «антироссийская/вражеская пропаганда, информационная война, грязь против России/военных» (19%).
Среди причин, почему другие респонденты не поддерживают блокировки, наиболее часто встречаются следующие: блокировки «ограничивают общение, ведут к потере друзей/контактов» (21%), они нарушают «свободу слова/права человека/демократию, ведут к цензуре, несут политические мотивы» (20%), и они «бесполезны, цель не будет достигнута, можно обойти блокировки» (13%).
Несмотря на довольно низкий уровень поддержки блокировок соцсетей, большинство (57%) респондентов считают, что цензуру в Интернете всё-таки необходима.
Только треть респондентов полагают, что опасности Интернета переоцениваются, а цензуру нельзя вводить в любом случае. В самой молодой группе две точки зрения поддерживает равное число респондентов - примерно по половине. Среди опрошенных 55 лет и старше уверенность в необходимости цензуры выше, чем в остальных группах: её поддерживают 62%.