Связи Кремля с террористическими группировками
бросают тень на его нейтральные отношения с Израилем
Jerusalem Post
Леонид Барац
15 июня 2024 15:52 Израиль пытался сохранять нейтралитет в крупных геополитических делах, особенно в отношении России. Известный нарратив, изображающий Путина как диктатора, но не антисемита, был широко распространён, примером чего служат плакаты Нетаньяху «Другая лига», изображающие рукопожатие с Путиным. Россия также является стратегическим союзником нескольких малых стран и королевств, чьи неопознанные самолёты время от времени атакуют иранские цели в Сирии.
Новый поворот событий произошёл, когда Россия провела в Москве 28-29 февраля «межпалестинскую встречу», пригласив представителей ФАТХ, ХАМАС, Хезболлы, хуситов, «Исламского джихада» и других палестинских фракций. Это была не первая подобная встреча, поскольку делегация ХАМАС также посетила Москву вскоре после бойни 7 октября.
Примечательно, что российский дипломат Александр Рудаков открыто заявил: «Москва поддержит «Хезболлу» в случае войны в Ливане» в абсурдном интервью, изобилующем утверждениями о том, что Израиль применяет против Ливана запрещённые фосфорные бомбы.
Неудивительно, что Россия значительно укрепила связи с Ираном, вплоть до совместного запуска спутников, предположительно эксплуатируемых Корпусом стражей исламской революции (КСИР) Ирана, способных в режиме реального времени получать подробные изображения Земли, но не призналась в шпионаже за Израилем.
На фоне этой сложной сети дипломатии и региональных конфликтов влияние Кремля в израильско-палестинском кризисе представляет собой геополитическое маневрирование и проекцию мягкой силы, при этом Русская православная церковь играет ключевую, часто упускаемую из виду, роль.
Вера под наблюдением
Тесно связанная с целями внешней политики государства, Русская православная церковь (официально Московский патриархат) служит критически важным инструментом мягкой силы, используя своё историческое присутствие на Святой земле и значительные владения в Иерусалиме, чтобы предоставить Москве уникальный рычаг. Эта религиозная дипломатия дополняет более широкую стратегию России по проецированию влияния через культурные и духовные связи.
Региональное влияние патриархата имеет давнюю историю, существовавшую ещё до основания Израиля. Оно сохранялось даже тогда, когда оно было запрещено советской властью. В XIX веке он основал Иерусалимскую миссию - приобретая земли и строя церкви, монастыри и знаковые сооружения, которыми он до сих пор владеет на израильских/палестинских территориях, например, Русское подворье в центре Иерусалима, в котором находятся Свято-Троицкий собор и дворы Елизаветы и Сергия.
История Русского подворья иллюстрирует роль церкви: в 2019 году премьер-министр Биньямин Нетаньяху добился освобождения заключённой израильтянки Наамы Иссахар, удовлетворив требования Путина: чтобы Иссахар лично попросила о помиловании и чтобы Израиль вернул всё Русское подворье, включая двор Елизаветы, где размещаются израильские службы безопасности.
Российские менеджеры подворья имеют хорошие связи в восточном Иерусалиме, сдавая помещения в аренду подозрительным лицам, таким, как азербайджанский бизнесмен (бывший генеральный директор крупнейшего российского оборонного холдинга по странному совпадению), предположительно замешанный во взяточничестве (с целью помешать алие) и схемах отмывания денег.
Духовенство Кремля
Официально зарегистрированные как НПО, такие, как Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), их деятельность осуществляется через Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Они оказывают помощь палестинцам, управляют клиниками, поддерживают сельское хозяйство, восстанавливают церкви и занимаются межконфессиональной пропагандой, позиционируя церковь как защитника христианских меньшинств, при этом тонко продвигая региональные интересы России.
Важно то, что эти НПО возглавляют высокопоставленные россияне с разведывательным опытом. Сергей Степашин, бывший премьер-министр и бывший глава ФСБ, возглавляет ИППО. Владимир Каланда, бывший офицер КГБ, удостоенный Путиным высокого воинского звания, является вице-президентом ИППО.
В 2016 году в Греции официально открылось отделение Императорского православного палестинского общества (ИППО).
«Считается, что болгары - наши братья. Но в последнее время они повернули головы в другую сторону. А вот греки - действительно наши братья», - заявил тогдашний председатель ИППО Степашин.
В этом году Афины заподозрили ИППО в попытках повлиять на внутренние дела Греции и прекратили выдавать визы российским священникам.
Наиболее тревожным событием стало то, что член ИППО архимандрит Вассиан (Змеев), высланный из Болгарии и Северной Македонии по обвинению в шпионаже, в начале октября 2023 года был поспешно назначен главой Русской православной духовной миссии в Иерусалиме, внедрив обвиняемого в шпионаже в организацию, в которой полно бывших сотрудников российской разведки.
Критики предупреждают, что эти религиозные инициативы маскируют стремление России к доминированию в израильско-палестинской пороховой бочке посредством альянсов мягкой силы и поддержки таких групп, как «Хезболла», сея разногласия для обретения стратегических опор. Предполагаемые кибероперации и кампании по дезинформации Москвы направлены на дальнейшее обострение напряжённости.
В то время как Россия заявляет о содействии миру, основанному на принципах суверенитета, некоторые страны рассматривают её действия как подрывающие западное влияние и усугубляющие нестабильность.
По мере развития конфликта усиливается контроль за внешними игроками, использующими тактику мягкой силы, такую, как религиозная дипломатия. Способность России сбалансировать свои израильско-палестинские отношения, одновременно продвигая интересы патриархата, будет иметь решающее значение для регионального влияния.
Помимо дебатов о закрытии Al Jazeera или присутствии UNRWA, Израиль должен противостоять НПО и религиозным организациям, явно связанным с враждебными государствами и разведывательными службами.
В мемуарах советских времен подробно описывается, как КГБ внедрялся и манипулировал такими группами, как патриархат и ИППО, в качестве прикрытия для шпионажа и операций влияния за рубежом. Смешно, что ИППО проводит экскурсии под названием «русские следы в Израиле». Если вы хотите что-то скрыть, поместите это на самое видное место. Все в мире ищут русский след, но эти ребята открыто во всем признаются.
Эта статья основана на открытых источниках, и, как, вероятно, известно израильскому истеблишменту безопасности, общественность заслуживает прозрачности относительно потенциальных угроз, которые она представляет. Все русскоязычные иммигранты знают об этом.
Западным читателям: пожалуйста, разоблачите эти обманные приёмы. Будьте информированы и любопытны в этом. И кто знает, может быть, однажды вы вдохновитесь этим и напишете шпионский роман-бестселлер, основанный на реальной истории, под названием что-то вроде «Песок, крест и шпион».
Это тот же тип гадюки, которую Израиль уже взрастил под видом многих НПО. Эти люди влияют на местную политику, входят в офисы и общаются с различными организациями на этих территориях, включая Красный Крест, Организацию Объединённых Наций и Палестинскую автономию (ПА).
Понимание сложностей замаскированного гамбита Кремля в Святой земле теперь приобретает новую актуальность. Мы не должны позволить российскому режиму похитить веру и использовать Православную церковь в качестве троянского коня для своих геополитических махинаций в Иерусалиме. Когда израильтяне поймут религиозную мягкую силу России, Москва, скорее всего, больше не будет так комфортно действовать на израильской земле.
Между тем еврейское государство остаётся важным объектом российской геополитики; на нашей северной границе, на сирийских Голанах, строятся новые российские форпосты.
Главный идеолог российской экспансионистской войны, радикальный философ, известный своим антисемитизмом, Александр Дугин (называемый «двигателем путинизма») утверждает, что Иерусалим изначально русский, и призывает его захватить - как он это делал с Крымом ранее, а позже и с другими украинскими городами. Что тогда происходило, мы все знаем.
От святых мест до военных баз: от Тель-Переса до Красного моря
Усугубляя эти опасения, израильский исследовательский центр Alma сообщает о новых российских военных позициях в районе Таслим в Сирии, всего в нескольких километрах от границы с Израилем. Эксперты OSINT также сообщают о подготовке к созданию российского военного порта в Порт-Судане, Красное море, ближе к Эйлату. Недавно Россия объявила о совместных учениях сирийской армии по «защите территориальной целостности Сирии» в воздухе, на суше и в Средиземном море.
Россия вторглась на Украину, ссылаясь на угрозы со стороны НАТО на границе, и при этом размещает войска и базы за тысячи километров, под носом у Израиля. Предлогом вторжения Украины также были «военные учения».
Хотя я не предполагаю российское нападение на Израиль, события в деятельности Русской православной церкви и ИППО здесь стали действительно тревожными. Более того, гибридная агрессия России против Израиля уже имеет место.
Инциденты, усиливающие напряжённость
Посещая юг Израиля, бывший представитель США в ООН
Никки Хейли, в частности, обвиняет Россию в 7 октября.
«Резня ХАМАС была организована Ираном. Ему помогала российская разведка. Российская разведка помогла им узнать, где всё находится», - сказала она журналистам в Сдероте 27 мая.
В тот же день гражданин России напал на полицейских в Израиле. Инцидент был квалифицирован как преступление и хулиганство, а не как теракт. Позже, 4 июня, израильские прокуроры предъявили обвинение тому же гражданину России, Мураду Яшаеву, в нападении на полицейских возле Яффских ворот в Иерусалиме. По данным Walla! news, знакомым с отчетами полиции и делом, Яшаев избил офицера до потери сознания: «Путин разберётся с вами! Я убивал евреев на Украине и в России, и здесь буду. Все русские приедут убивать вас в Израиль».
Недавно Путин заявил: «То, что происходит в Газе, - это не война. Это уничтожение мирного населения...»
Между тем, OSINT-еры утверждают, что Россия использует широкую
сеть ботов для распространения кадров мирных жителей, которых они сами убили в Сирии, ложно представляя их как жертв в Газе. Основываясь на собственной лживой пропаганде, Путин затем делает заявления.
В этой статье нет ничего, о чём бы не знали русскоговорящие. Но важно, чтобы об этом знали западные люди и нерусские израильтяне.
Мы слишком долго были пленниками иллюзии, что Россия и Путин - наши друзья. Но Россия использует свою коварную проекцию мягкой силы через предполагаемые духовные сущности, которые являются всего лишь пятыми колоннами для замыслов ФСБ. А их военные разработки, агрессивная риторика и дезинформация создают сложную, потенциально опасную ситуацию для Израиля.
Журнал запросил официальный комментарий у миссии РПЦЗ (Русской Православной Церкви за рубежом), а также у
Шин Бет (Агентства Безопасности Израиля), но на момент публикации ответа не получил. Вся информация, представленная в этой статье, основана исключительно на открытых источниках (включая официальные сайты организаций, биографии личностей и новостные ресурсы).
Автор - журналист, публицист, энтузиаст религии и международных отношений, специализирующийся в основном на Ближнем Востоке и Центральной Европе.