Oct 03, 2023 12:21
3 октября 2005 года, понедельник
ТОТАЛИТАРНОЕ КИНО
«Культура» опять показала совфильм 1930-х годов «У самого синего моря». Бесшабашный блондин Николай Крючков ещё не сыграл своих трактористов-танкистов и вполне мог бы сойти за молодого нациста из какого-нибудь немецкого фильма после 1933-го: стилистика, типажи, ситуации (сравни также «Семеро смелых» того же 1936 года, но с другими актёрами), бодрость духа, сила воли, правильность мысли, энергия, энтузиазм, неуёмная жажда служения своему социалистическому или национал-социалистическому отечеству-фатерланду - всё один к одному, а один режим - к другому.
Дело, конечно, не в обаятельном и талантливом Крючкове (замечательный актёр - не хуже Петра Алейникова, которому гораздо меньше повезло), а дело в крыльях: насквозь идеологизированное сталинское и гитлеровское искусство представляло собой левое и правое крыло одного страшного и хищного мифического чудовища - тоталитаризма. Крылья то сходились (в 1939-м - первой половине 1941-го), то расходились, но сидели на одном туловище и своими взмахами скашивали миллионы жизней, которые тут же пожирало чудовище - хозяин крыльев.
тоталитаризм,
совкино