Рассказ из цикла "История одного снимка".
Случилось это в июне 2008 года. Я впервые за несколько лет приехал в Петербург сам, без друзей, без экскурсионного тура. Один, как перст. Но, честно говоря, я люблю это состояние одиночества в бурлящем многомиллионном городе. Снимать Питер мне это не мешало никогда. Единственная сложность - запечатлеть себя любимого на фоне какой-либо достопримечательности. На долгую добрую память, ага.
Но, и с этой сложностью я разобрался. Чтобы не просить кого-то снять меня, например, с императором Павлом, я таскал с собой штатив. Поставил на него камеру, нажал спуск с задержкой, отбежал на нужное место и "себяшка" готова! Удобно. Но, это всё предисловие к рассказу. Самое интересное - впереди.
В тот солнечный летний день мы со штативом гуляли у Михайловского замка. Если мне память не изменяет, то памятник Павлу Первому я увидел впервые. Представьте себе: совершенно пустой внутренний двор дворца и где-то в глубине стоит интереснейший памятник несчастному (или просто несчастливому) императору. Ну, у меня просто зачесалось снять себя на фоне... Оглядевшись я понял, что из миллионов гостей и жителей этого чудесного города в этот момент ни один человек не решился зайти в замок. Только на самом входе одиноко маячила охранница в форме, как у американских полицейских и объёмом собственных форм напоминающая Мелиссу Маккарти. Её я просить не рискнул, а потому установил штатив, настроил камеру, нажал автоспуск и вошёл в кадр. 10 секунд ожидания, и вышло то, что вы видите на снимке. Не шедевр, но для памяти - сойдёт!
И вот тут началось самое интересное. Оказалось, что сделать этот снимок было намного проще, чем его сохранить.
Всё это время, совершенно незаметно для меня, охранница бежала ко мне, подавая знаки и пытаясь мне что-то сказать. Я же был увлечён процессом и ничего не замечал. И вот когда я уже убирал штатив, ко мне добежала таки охранница и, задыхаясь от бега на спринтерскую дистанцию, прошептала зловеще, что съёмка со штатива во дворце запрещена и этот снимок я должен удалить с карты памяти! Мы со штативом просто окаменели. На мой вопрос: "Можно ли как-то разрешить ситуацию к удовлетворению всех заинтересованных сторон?", охранница заявила, что сохранить этот кадр я могу только с письменного разрешения заведующей филиалом Русского музея!
Что же, пришлось идти к заведующей. Надо сказать, что эта приятная во всех отношениях дама, сама пришла в состояние шока от ситуации. Но, поскольку она, похоже, обладала не только железной выдержкой, а ещё не абы каким чувством юмора, то через пару минут я таки имел на руках заветный лист бумаги, скреплённый гербовой печатью и текстом, что-то вроде такого:
"Я, заведующая филиалом Русского музея "Михайловский замок", разрешаю Югансону Юрию Аркадьевичу сохранить кадр, сделанный во дворе Михайловского замка". 26 июня 2008 года. Подпись: Кальницкая Е. Я.
Эх, дурак я, дурак! Я взял и отдал эту бумагу охраннице. Только сейчас я понимаю, что надо было сохранить это разрешение. Бог с ним, со снимком, зато у меня сейчас был бы автограф такого человека! Ведь уже через полгода Елена Яковлевна стала генеральным директором музея Петергоф.
Хотя, и этот снимок стал ценен, обретя собственную историю, правда?