Ровно 78 лет назад большая беда пришла в наш дом. Фашистская Германия напала на нашу страну. Мои родители, хоть и не принимали участие в боевых действиях, но были непосредственными участниками той войны. Мама была три года в оккупации в Одессе, папа учился в училище связи и выпустился уже перед Победой.
Из всех памятников и мемориалов той войны самым пронзительным для меня является Пискарёвское кладбище в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Поэтому в каждый свой приезд в Питер я стараюсь побывать здесь. В этот раз я, наконец, побывал здесь летом. 31-го мая, в День рождения своего отца. Он, кстати, родился в Ленинграде, поэтому я и снял его портрет на фоне братских могил. Наверняка в этих могилах лежат его знакомые, соседи, друзья...
Когда я был здесь в январе, с неба валил снег. Его было много, работники едва успевали чистить хотя бы центральные аллеи. Было некоторое погружение в ту, самую страшную, зиму 42-го года, когда от голода и холода умерли тысячи ленинградцев.
В мае же с неба лил дождь. Так вот небо плакало каждый мой приезд в этом году.
На этот раз я прошёл в начало кладбища слева от центральной его аллеи. Здесь ещё есть индивидуальные могилы, но уже много братских. Некоторые люди прямо на деревьях прикрепили фотографии своих родных, погибших в Блокаду. Это, пожалуй, самое душещипательное зрелище.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 Как видите, дома уже подступают к кладбищу стеной. Живые должны жить...