Jun 02, 2008 22:23
Пока еще албанцы стреляют друг в друга, как это происходило в день выборов в Скопье, Арачиново и других македонских городах. Однако это не более чем взаимное запугивание и устранение конкурентов. После завершения этапа «естественного отбора» албанские сепаратисты объединятся вокруг самой сильной фигуры, пользующейся финансовой и вооруженной поддержкой со стороны властей Косова, и время существования «единой Македонии» начнет обратный отсчет по имеющим обыкновение ускоряться албанским часам.
Состоявшиеся 1 июня в Македонии внеочередные парламентские выборы прошли именно так, как и должно быть в прифронтовом государстве, учитывая хаос и анархию в соседнем Косове. Перестрелки местных албанцев и схватки со спецназом, массовая кража избирательных бюллетеней и их вброс в урны, голосование без документов, запугивание избирателей, агитация на участках - все это отличало выборы в некогда самой спокойной балканской стране. Прибывшие в Македонию международные наблюдатели, решившие проверить уровень демократии в государстве, стремящемся в НАТО и Европейский союз, были вынуждены спешно покинуть десятки избирательных участков. Причина - реальная угроза их ЛИЧНОЙ безопасности.
Итоги выборов были предсказуемы. Правящая коалиция «За лучшую Македонию» во главе с Внутренней македонской революционной организацией премьер-министра Николы Груевского и Демократической партией македонского национального единства (ВМРО-ДПМНЕ) сполна использовала солидный административный ресурс и поддержку Евросоюза. Последний не заинтересован в том, чтобы на карте Балкан вблизи Косова возник новый очаг политической нестабильности и не скрывал свою поддержку прозападной коалиции. Правящий блок, похоже, будет иметь больше 60 мандатов в 120-местном Собрании (парламенте).
Однако расчеты Брюсселя на стабильность в Македонии явно не оправдываются. И это обстоятельство не зависит от того, какая именно сила будет управлять страной в ближайшие четыре года - правонационалисты из ВМРО-ДПМНЕ или оппозиционные социал-демократы, уже обвинившие власти в проведении «самых худших» и «позорных» выборов в истории страны. Ход голосования подтвердил, что наиболее активной и амбициозной силой македонского общества являются албанцы, причем их влияние на развитие ситуации неуклонно возрастает. Славянам-македонцам, все еще сохраняющим большинство в парламенте, не стоит обольщаться. Взаимные обвинения, которыми обмениваются ныне лидеры входившей в состав правящей коалиции Демократической партии албанцев (ДПА), получающей более 10% голосов, и рвущегося к власти оппозиционного Демократического союза за интеграцию (ДСИ), имеющего более 11% голосов, - это всего лишь борьба за право быть вожаком в стае. Во главе ДПА стоит Мендух Тачи - двоюродный брат премьер-министра Косова и бывшего политического руководителя террористической «Армии освобождения Косова» Хашима Тачи. ДСИ возглавляет главарь албанского антиправительственного мятежа 2000-2001 годов и один из бывших лидеров АОК Али Ахмети. Пока еще албанцы стреляют друг в друга, как это происходило в день выборов в Скопье, Арачиново и других македонских городах. Однако это не более чем взаимное запугивание и устранение конкурентов. После завершения этапа «естественного отбора» албанские сепаратисты объединятся вокруг самой сильной фигуры, пользующейся финансовой и вооруженной поддержкой со стороны властей Косова, и время существования «единой Македонии» начнет обратный отсчет по имеющим обыкновение ускоряться албанским часам.
Понимают ли македонцы нависшую над их страной опасность? И да, и нет. В преддверии выборов у автора этих строк состоялась беседа с ведущим македонским историком, президентом национальной Академии наук Блаже Ристовски. Убеленный сединами академик осторожно начал со слов о том, что ситуация в Македонии в связи с Косовом… «немного обострилась». Однако в ходе разговора дипломатическая сдержанность все более оставляла ученого, и он рассказал, что уже сегодня в македонской столице Скопье существуют целые кварталы, куда славянам не стоит наведываться - там висят албанские флаги, албанцы занимаются своим бизнесом, а главное - активно «плодятся и размножаются». По словам г-на Ристовски, Охридское мирное соглашение августа 2001 года дало македонским албанцам самые широкие культурно-национальные права. «Однако им все мало, они теперь готовятся потребовать преобразования страны в федерацию, а затем добиться выхода из состава Македонии албанонаселенных районов - в том числе Скопье», - свидетельствует эксперт.
На что же можно рассчитывать македонским славянам в такой ситуации? На этот вопрос у собеседника не было ясного ответа. Твердость властей да поддержка территориальной целостности страны со стороны НАТО и Евросоюза - вот и весь нехитрый арсенал. А встречный вопрос относительно того, можно ли доверять Вашингтону и Брюсселю после того, как они подарили албанским экстремистам сербский край Косово, наталкивается на молчание. И не хочется даже в шутку напоминать македонцам в связи с этим известный американский фильм про «молчание ягнят»... Пока македонские политики и историки спорят о том, можно ли считать основоположником национальной государственности Александра Македонского или корни македонской нации лежат еще глубже, местные албанцы уже готовят для них дорогу на заклание.
Фонд стратегической перспективы
македония