Хорватия, территория Республики Сербской Краины. Село Мирковцы, что в восточной Славонии, улица Вука Караджича. Декабрь 1991 года. Сербские дети в условиях военного конфликта отмечают Новый год.
Фотограф Живан Йованович.
Первые два мальчика на фотографии, чьи лица хорошо видны - братья Срджан и Боян Г.
После падения Сербской Краины в 1995 году живут в Сербии, в Нови Саде. «Прошло уже много лет с тех пор, как сделан этот снимок, так что подробностей мы не помним. Но на фотографии хорошо видно, в каком состоянии мы, дети, тогда находились. Сфотографировались - и обратно в погреб. В погребе мы и проводили время в войну. Там же, в погребе, встречали Рождество и сербский новый год. Фотография, думаем, сделана в январе 1992 года. О судьбе двух других мальчиков и Деда Мороза мы ничего не знаем», - пишут они сейчас.
Но про Деда Мороза тоже удалось выяснить. Его звали Горан Мартинович по прозвищу Турчин. Он погиб в пьяной драке в 1996-м, в тех же Мирковцах. Сербская Краина тогда уже была уничтожена, однако восточная Славония реинтегрирована в Хорватию только в 1998-м. Народ местный был после падения Краины деморализован, мужики сильно пили, оружия на руках после войны оставалось много - вот и застрелили друг друга с собутыльником, сербом же, по пьяному делу.
Такой не очень веселый конец у военной новогодней истории 1991-го. Хотя у выросших мальчиков Срджана и Бояна - все хорошо. И слава Богу. Про двух других пацанов, которые между собой тоже братья, только двоюродные, выяснить почти ничего не удалось. Того, что в шапочке, звали Деян. У одного из них на войне погиб отец, после чего они уехали в Сербию - и с концами.
А вот как выглядит дом на заднем плане - на улице Вука Стефановича Караджича сейчас (точнее, в 2011-м). Спустя 20 лет, он по-прежнему зеленый. Только рядом стоит не танк, а автомобиль.