Юбилейный фестиваль KUBANA открылся фейерверком от Кустурицы 01.08.2013 5-й музыкальный фестиваль KUBANA в Краснодарскомо крае открылся пестрой панк-оперой Кустурицы «Время цыган» в станице Благовещенская на берегу Черного моря.
Опера, поставленная по сюжету одноименного фильма, пестрит яркими костюмами и красочными декорациями - карлики и балерины, жонглеры и нищие, летающие крыши и горящий Миланский собор, бутафорская фигура гигантского индюка и живые гуси. Птиц, кстати, режиссер заказал местных, однако старания организаторов по поиску и уходу за гусями оказались напрасными - птицы выбежали на сцену, как и было положено по сценарию, но так испугались мощного звука из колонок, что буквально через несколько секунд убежали обратно за кулисы, так что их практически никто не успел заметить.
Зато под музыку в исполнении группы The No Smoking Orchestra, с которой Кустурица уже 16 лет колесит по миру, зрители отплясывали, не жалея ног. Захватывающее действо на сцене, казалось, их интересовало меньше музыкального сопровождения - приехавшая на фестиваль публика не очень-то старалась уследить за сюжетом постановки. С другой стороны, и сделать это на фестивальной площадке оказалось непросто - в отличие от театральных сцен, где раньше ставилась панк-опера Кустурицы, уследить за развитием сюжета, параллельно читая перевод арий с цыганского на русский, зрителям под звездным небом оказалось практически невозможно. Все-таки фестиваль не располагает к внимательному прослушиванию оперы.
В финале открытия KUBANA на бис к публике вышли все участвовавшие в опере артисты, за спинами которых на экране полыхал фейерверк краше того, что был в начале «живьем». Таким образом, первый фестивальный день закольцевался, завершившись тем же, с чего начался.
На поклон вышел и сам Кустурица. Вместе со своей труппой он устроил на сцене настоящую дискотеку, приплясывая и подначивая публику - «Давай-давай!». Публика не заставила себя ждать - заводные балканские ритмы и без уговоров режиссера делали свое дело - зрители кричали, прыгали, носились по полю в неистовых плясках - в общем, делали то, зачем и приехали на фестиваль. Это им оказалось ближе оперных изысканий.
Хотя Кустурица с этим утверждением не согласился и признался, что остался очень доволен результатом эксперимента - «Время цыган» впервые была презентована в России, а на открытом воздухе это вообще мировая премьера.
«Эта постановка - больше театр, чем шоу-проект, основанная на школе Мейерхольда. В ней присутствуют элементы ранней готической уличной драмы, и я очень удивлен, что люди, живущие в наше время, реагируют так активно на вещи, созданные много лет назад, в другую эпоху. Это еще более удивительно, потому что, по сути, фестивальная публика - это «публика AC/DC», эти люди как футбольные фанаты, но они способны оценить и такое искусство».
Возможно, они сами не осознают, что проникают в самую суть, но на самом деле очень глубоко воспринимают то, что видят и слышат на подсознательном уровне, на уровне рецепторов. «Постановка построена таким образом, чтобы ее было легко воспринимать в любом формате: она состоит из фрагментов и, по сути, ориентирована на клиповое мышление, свойственное современным людям, в том числе и тем, кто приезжает на фестивали».
Режиссер объяснил, почему сам не выступил в качестве 1 из артистов своей постановки - он просто очень занят. «Я должен работать над своими фильмами, репетировать со своим оркестром, заниматься организационными вопросами. У меня даже нет свободного времени, которое я мог бы потратить на себя. Я купил себе домик в Греции, но даже там у меня не получается расслабиться. Я все время в движении, я все время занимаюсь своим творчеством, снимаю фильмы. Сейчас я работаю над новой оперой по книге Андрича «Мост на Дрине», в которой раскрывается трагическая история Боснии. Премьера будет в Венеции в 2014», - рассказал он, отметив, что, возможно, привезет ее и на KUBANA.