"Вертинский", 2021

Nov 02, 2021 22:27


  Не удержался от того чтобы посмотреть "Вертинского" на kion'e. Много пишут про колоссальный бюджет, грандиозность замысла и при этом отмечают огромное внимание к деталям, и всё это безусловно есть. Касаемо первых двух пунктов спорить действительно не о чем, а вот про детали у меня сложилось противоречивое впечатление. С одной стороны нельзя не оценить декорации, особый стиль каждой серии (включая цветовую гамму картинки и даже шрифт в титрах), тщательно воссозданные афиши, винтажные носки и шляпки, да что там - даже упаковки из под кокаина и конверты пластинок сделаны со всем тщанием и точностью. Но к реальным фактам по мне авторы отнеслись слишком вольно. Ок, я понимаю что это фильм, а не статья в БСЭ. Но ведь есть автобиография А.Н., известная под названием "Дорогой длинною", которой можно было бы и не противоречить. Заполнить недостающие страницы о которых предпочёл умолчать автор - пожалуйста, но зачем искажать хорошо известные и описанные им самим факты - непонятно. Насчёт персонажа Бурковской, которая в фильме парадоксальным образом совмещает в себе Якова Слащёва и, предположительно, Николая Скоблина в одном лице я могу понять, это обусловлено драматургией. Насчёт Полякова тоже, в конце концов про его аккомпаниаторов 20х-30х мы ничего не знаем и можно было немного пофантазировать. Можно пофантазировать и про Марлен Дитрих, благо у автора про неё не больше абзаца. Но почему персонаж Вертинского попадает на фронт случайно, просто не успев выйти из поезда, когда на самом деле это было сознательным решением? Или почему он уезжает в Константинополь из Одессы в 19м, когда на самом деле он уезжал из Севастополя в ноябре 20-го? Я ещё понял бы, когда именно Одесса по каким-то сюжетным зацепкам была важна, но нет. Более того, в Севастополе он уже знает что случилось с теми кто остался на материке и не смог доказать лояльность красным, и поэтому даже не сомневается, уезжать или нет. И конечно в 19м он никак не мог прибыть в Галлиполи к генералу Кутепову. Всё это по большому счёту мелочи, но огорчает то что их появление беспричинно и не обусловлено какими-то сценарными ходами.

Last but not least, из всех эмигрантов в Париже в фильме звучит только фамилия Поплавского, а вся русская литературная и артистическая тусовка это несколько неудачников, больше похожих на студентов-гуманитариев, вместо пар зашедших опрокинуть пару пива. Собственно и сам Поплавский (не трезвеющий видимо никогда) появляется в кадре лишь для того чтобы дать Вертинскому в глаз. Про Тэффи, Георгия Иванова, Куприна, Мережковского, Бунина нет ни слова. Ну и второй фрагмент - в том же Париже Александр Николаевич прямо с улицы приходит на заседание РОВСа, на котором обсуждается как устраивать теракты в СССР. Что??? Прямо на открытом заседании?? Да! Хоть динамит не раздавали из ящиков и на том спасибо. Ещё даже непонятно что хуже - копьё Лонгина, которое прятал РОВС в "Тенях над Балканами" или вот это вот.

Но больше меня огорчили не искажения, а пропуски тех фрагментов биографии А.Н, которые были для него очень важны, но на них нет даже намёка в сериале. Понятно, что авторы взяли из книги самое громкое, самое гэговое, ну там галлюцинация с Пушкиным в трамвае, сербский князь Карагеоргиевич в парижском ресторане и т.д. и это конечно здорово, но вот как например пропустить главу посвящённую Бессарабии? Этот маленький осколок империи с преимущественно русским населением, куда приехал А.Н. после Константинополя с концертами, попал в состав Румынии. По воспоминаниям А.Н., так как его встречали в Бессарабии его не встречали в эмиграции ни до ни после. Но исполнение песен на русском языке хоть и не было запрещено формально, новыми властями не поощряется, и понятно почему - Бухарест пытается как можно быстрее ассимилировать новых граждан. В конце концов Вертинского прижимают по какому-то пустяковому поводу, но все понимают почему. Ему пришивают статью "за пропаганду" - местный секуритатэ не может понять почему зрители на концерте стоя аплодируют безголосому человеку не умеющему петь. И въезд ему в Бессарабию теперь навсегда закрыт, по предписанию полиции жить ему можно только в Бухаресте. Это очень эмоциональный кусок текста, который даже тяжело читать, но без которого книгу я не могу представить. И ничего этого в сериале нет, и это потеря. Все песни вынесенные в название каждой серии и исполняемые в ней знаковые и важные, но среди них должна была быть "В степи молдаванской", однозначно. Но какую песню опять же выкинуть? "Танго Магнолия"? "Желтого ангела"? Последняя на мой взгляд вообще одна из самых лучших песен на русском языке...

Ну и под конец о маленьких киноцитатах. Первая, это конечно развевающийся на ветру белый шарф на Вере Холодной, тут всё понятно, а вторая - это фраза "Нет больше России, только Советский Союз" сказанная другом юности А.Н., повторяющая ровно такую же фразу из недавнего фильма "Француз" Андрея Смирнова. Хотя тут и определённые параллели между судьбами персонажей провести можно, и вполне возможно что эта фраза была расхожей, но в моей голове это однозначный референс, ничего поделать не могу.

кино

Previous post Next post
Up