Школьное.

Feb 14, 2013 18:07


Читаю Машу Трауб «Дневник мамы первоклассника». И смеюсь и плачу одновременно. Не могу точно сказать, эта книга всем так же понравится, как и мне, или только тем, у кого дети пошли в школу?!...
Мне кажется, если бы Маша Трауб знала о некоторых наших заданиях, проектах и задачах в учебнике, книга вышла бы ещё смешнее.




Не могу понять в чем причина: в том, что система образования координально поменялась, дети пошли другого пошиба (учитель наш настаивает именно на этом варианте:)) или ещё какие-то высшие силы влияют, но почему мой ребенок не может спокойно и самостоятельно учиться во втором классе? Почему задания в учебниках даже меня, человека легко учившегося в ВУЗе, ставят в тупик? Почему я могла учиться и мои родители лишь изредка в дневник поглядывали, а я по уши в процессе образования? Почему темы изложены так, что ребенок не в состоянии ее усвоить, и мне приходится брать на себя роль педагога, обкладываться учебниками, искать ответы в интернете, словарях и объяснять что-то ребенку?! Пробовала не объяснять. Оценки заставили быстро снова объяснять. Пробовала просить киндера задавать вопросы учителю, чтоб он до конца объяснил и разжевал. Тоже не очень получается.
Причем может сложиться впечатление, что ребенок у меня просто глупый. Ну, мол, не всем дано… Но не во втором же классе не дано? И не большинству же детей? И вообще, ребенок у меня замечательный, занимается столько, сколько мне в ее возрасте и не снилось.
Сегодня задача по математике: «В вазочке лежат конфеты двух сортов. Какое наименьшее число конфет нужно взять не глядя, чтобы хотя бы две из них были наверняка одного сорта? Как изменится ответ, если конфет одного сорта должно быть хотя бы 3?». Маруся пришла с тем, что она не знает точно, две конфеты или три. Я зависаю, обдумываю. Понимаю. А дальше иду на пальцах показывать и экспериментировать. В результате экспериментов становится понятно, но как Марусе до этого быстро самой додуматься, без помощи? Не просто. У меня во втором классе таких задач не было.
Но здесь хоть все читается, понимается и с помощью визуализации понимается. А часто встречаются такие задания, которые я пару раз прочитываю (чтобы правильно понять), потом спорю с мужем (каждый доказывает свою версию решения), а потом ещё и бабушкам звоним, чтобы быть уверенными, что выбрали правильный вариант. Могла ли я представить в своем детстве какой-то совет родителей над моей задачей?



Задание по русскому: в один столбик напишите существительные, которые можно увидеть, а в другой - которые нельзя. Ладно бы им были перечислены примеры типа «Родина, капуста, добро, творог». Однозначные. А там было лень и лентяй, ум и умница. По логике авторов лень и ум увидеть нельзя, а лодыря и умницу можно. Но, по-моему, глядя на лодыря мы будем видеть мальчика. Откуда мы поймем что это лодырь? Что в носу ковыряет? Или умница? Как мы, бросив взгляд на человека, сразу это поймем? По внешнему виду?!

Ну и так далее, примеры приводить можно бесконечно. Спорные трактовки, невнятные задания. И главное, на это все накладывается на большой объем разной информации, мы во втором классе пишем доклады на тему «История мозаики», перед тем, как приступить к вышиванию салфетки дети делают доклад «История ткани». Много пишем, много клеим, много распечатываем и все это летит с какой-то бешенной скоростью и я думаю: остается ли что-то в голове у ребенка? А может быть, лучше их докладов учителю самому интересно рассказать о ткани? Удивить детей? Ведь в основе обучения лежит удивление. Чтоб ребенок пришел и рассказал нам, мол, «а знаете ли вы…». Толку, думаю, будет больше.
На прошлой неделе мы учили три стиха. Из пяти учебных дней. Через день. Нормальные, большие стихотворения. Учитель их не успевает спрашивать. Вроде - хорошо, память развивали. Но в то же время при такой плотности я уверенна, усвоение этих стихов очень поверхностное, так сказать, в короткую память. Раньше учим мы стих. И все по очереди рассказываем. Так, что даже тот, кто этот стих не учил, в процессе рассказов одноклассников уже выучит. Зато на всю жизнь.
Эх, что-то меня накрыло, пойду, посмотрю, как там Маруся домашку сделала…:)

размышлизмы

Previous post Next post
Up