Уход Жванецкого ознаменовывает не просто прощание с ещё одним Человеком-Эпохой, а со всей Советской Цивилизацией в целом, одним из значимых символов которой, он несомненно являлся.
Символов из разряда «вопреки». Парадокс этого уникального явления, с которым связаны лучшие и наивеличайшие наши достижения в Культуре ХХ века заключался в том, что всё происходило вопреки. Вопреки всему были Тарковский, Рязанов, Гайдай, Высоцкий, Шукшин, Астафьев, Данелия, Шостакович, Любимов, Прокофьев, Шнитке, Шпаликов, Неизвестный, Сидур, Галич, Окуджава, Гурченко, Миронов, Райкин, Хуциев, Захаров, Горин, Распутин, Вампилов, Виктор Попков - перечислять эти имена можно бесконечно…
Вопреки всяческому официозу, уравниловке и серости реальной жизни, на фоне которой расцветали эти необыковенно мощные, с такой потрясающей корневой системой благородные и свободолюбивые растения, а иногда и экзотические цветы.
Жванецкий был из этого ряда. Из ряда вон… Из поля, поляны, клумбы, засеянной «вопреки».
Его произведения по жанру я бы определил как «философская лирика с элементами вынужденной клоунады». Конечно, это был грустный клоун. Сатирик с печальными глазами, острым умом, любвеобильным и отзывчивым сердцем.
Потому что отзывался… На всё, что вокруг происходило.
С присущими ему иронией, мудростью, самоиронией, печалью и чувством юмора в глазах…
На мой взгляд он продолжил в литературе то, что начал когда-то Бабель. Только Беню Крика своего не выдумал. Вместо Бени у него были Карцев и Ильченко. И он сам. Ну и Ильфа с Петровым можно вспомнить, Катаева, Олешу, Аверченко, Зощенко, Сашу Чёрного, даже Хармса… Наследник по прямой.
Но, со своей ни на кого не похожей и уникальной интонацией и языковой эквилибристикой. Словесной лирической клоунадой. С этими недоговорённостями и междометиями, гмыканьями и хмыканьями и Эзоповыми паузами, которые все прекрасно понимали:
«Вы конечно были на работе?»
И «Авас - тупой»
И про Константина и Григория,
И вот это - « в межящечном пространстве» на ликёро-водочном заводе…
Понять эту интонацию могут только те, кто сами выросли в лоне этой Советской Цивилизации. Кто жил в эпоху этого удивительного послевоенно-оттепельно-застойного Ренессанса.
Об этом можно говорить уже с полной очевидностью, потому что было время для того, чтобы сравнивать и сравнить…
Сравнили, но не в пользу неожиданно наступившей Современности. Оглушительной, я бы сказал, по степени серости и бездарности в области той же самой Культуры на фоне казалось бы такой яркой и относительно сытной жизни.
Парадоксально, но факт - большинство из тех, кто не смотря на цензуру и всяческие препоны и ограничения, вопреки всему делали незабываемое и любимое огромным количеством людей искусство (а иногда и достаточно ограниченным кругом этих самых людей), когда «вопреки» исчезло и стало можно всё - рухнули, сломались…
Не все, но многие. Особенно в кинематографе это отчётливо просматривается. После 1988 года - пропасть. Пустота. Смотреть фильмы большинства всенародно любимых режиссёров практически невозможно. Данелия сохранил лицо. Борко снял в 1987 «Единожды солгав», в 1988 «Собачье сердце», а потом что? «Бандитский Петербург», «Мастера и Маргариту»? Виталий Мельников сделал несколько достойных фильмов после конца восьмидесятых, но в общем… Абдрашитов, практически замолчал. Хуциев. Наумов. Овчаров… Михалкова лично я после «Родни» уже не воспринимаю. Лицо сохранили не многие…
И не их в этом вина. «Вопреки» исчезло. Цивилизация рухнула. Из под обломков выползти удалось единицам. Потому что как это - когда всё можно?
Жванецкий смог. Не опустился до нижепоясного, урологического уровня. Прежний задор исчез, конечно, но пришло иного характера и плана понимание. Про то, про сё… Про жизнь, про женщин, про страну - дежурным по которой, он, конечно, на самом деле никогда не был…
Имя его останется в анналах истории, конечно, смыслы, возможно, исчезнут. Но не все…
Сергей Урсуляк в прошлом году снял необыкновенно бездарный фильм по рассказам Жванецкого который называется "Одесский пароход". Хорошие актёры, не самый плохой режиссёр, а фильм не получился. Время ушло. Или бездарный, потому что «уже всё можно»? Было бы «вопреки», наверное, ему бы это лучше удалось, хотя есть такая литература, которая на кинематографический язык не переводится.
Так вот в финале этого фильма сам Жванецкий - прощается с этим городом, который по-своему воспел, и с этой эпохой Великой Советской Цивилизации… И понятно было по этим кадрам, что это финал, что прощается он не понарошку, а насовсем…
Очень грустный фильм получился в итоге.
Светлая память.
6-7.10.20
Очень извиняюсь, но авторство этого фотосника мне неизвестно.