ШАРИК
Там кто-то плачет - шарик улетел.
А кто-то с равнодушием взирает,
Как он взмывает вверх,
Как будто не у дел…
А может кто-то скажет,
Что всплывает
Со дна колодца
Этого двора,
Где девочка стоит на перекрёстке
Вне всех времён
И судеб -
Детвора
Порой о чём-то очень важном
Просит…
О чём не догадается мудрец
И девушка у форточки с расчёской
И тот, что счёты с жизнью наконец
Свёл этим утром…
В платьице неброском
И голубом та девочка стоит
Там на земле
Внизу…
И облак тает.
Туда, к нему.
Туда, туда - к нему.
К нему на небо
Шарик улетает.
И женщина баюкает дитя,
Которое, возможно, станет тоже
Самоубийцей с этого двора…
А, может быть, покинет его всё же
И в сорок третьем пацаном на фронт
Иль медсестричкой, - вдруг и впрямь девчонка…?
Вернётся в 20-ть, если повезёт…
Или останется лежать под ёлкой,
Берёзой или ивой молодой,
В болоте ли, окопе ли безвестном…?
А, может быть, в послевоенный год,
Под этим вот забором бесполезным…
Кто знает?
Скоро ль вырастит трава?
И превратятся ль саженцы в деревья?
Пока ж в пространстве этого двора
Из двух домов
Стоит она одна
Среди своей же
Собственной
Вселенной…
И смотрит вверх.
Там - только там покой.
Там, только там - бесследно облак тает.
- А шарик?
...Улетел?
- Нет.
Всё ещё с тобой.
Пока ты плачешь -
Он не улетает…
20.02.2017
P.S. (комментарии:)
Решил сказать своё «
Слово в искусстве», хотя говорил, конечно, и сказал уже не раз…
В том числе и в книге стихов, заметок и эссе «
РАЗГОВОР С ЗЕРКАЛАМИ», или «Рассказы о художниках», изданной недавно мною совсем небольшим тиражом.
Конечно, в стихотворении присутствует Окуджава - «Девочка плачет, шарик улетел…».
Возможно, он сочинил эту песню под впечатлением от картины Сергея Лучишкина, которую я знаю давно, с юных лет и которая всегда оставляла особенное впечатление…
Власов Олег - мой друг, талантливый и яркий человек и художник её любил. В том числе и цитировать эту фразу: «А шарик-то улетел»…
В картине, помимо девочки присутствуют несколько персонажей - девушка, расчёсывающая волосы, мать с ребёнком на руках и повешенный… Все они находятся внутри домов, за стёклами окон. Это для тех, кто не в курсе, либо не всматривался никогда. Именно по этой причине картину не стали экспонировать на крупной выставке 1932 года, посвящённой 15-летию Советского искусства, хотя до этого её экспозиционная судьба была достаточно удачной, - уже на следующий год после её создания (1926 год) она была приобретена Третьяковской галереей.
Конечно, это экзистенциальная работа. Поэзия в живописи. Но можно вспомнить и прозу. Того же Платонова, или Кафку и даже Хармса. Сферическая, отчасти, перспектива, жёсткая вертикальная композиция и диалог между двумя главными героями и цветовыми доминантами - девочкой и шаром.
В кинематографе (Сергей Лучишкин, кстати говоря, как художник работал на фильме «Цирк» Александрова) я бы провёл аналогию с французской Новой волной 60-х, Тарковским, например - «Каток и скрипка», а также с фильмами Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе.
Что касается жанра - на лекции, посвящённой Рене Магритту, Полю Дельво и художникам Магического реализма - я показывал «Шар улетел» наряду с работами Павла Челищева и Татьяны Назаренко. Она абсолютно выпадает из философии ОСТа, к которой Сергей Лучишкин примыкал, да и вообще из всей советской и российской живописи ХХ века. Возможно, немецкие экспрессионисты - приняли бы Лучишкина за своего. Отто Дикс, Ганс Грундинг и Макс Бекман. (Юрий Пименов, кстати говоря, тоже испытал их влияние в работах 20-х годов, так же как и Дейнека). Она о хрупкости этого мира, об одиночестве и надежде, о грубости реальной жизни и детской мечте… О том, что шарик улетел и в тоже время о том, что он никуда не улетает. В ней есть звон. Особенное какое-то звучание, и воздух, и тишина…
Вот, собственно, и всё. О самом главном сказано, как мне кажется, выше - в самом стихотворении…
20-21. 02. 2017