Наилучшая реализация основной (фискальной) функции налогообложения на практике

May 20, 2012 17:21

I. Предисловие (побудительные мотивы написания статьи)

В нашей стране периодически ведутся разговоры о необходимости проведения изменений в налоговой системе, о введении новых налогов и т.п. Будучи сторонним наблюдателем таких разговоров, у меня складывается впечатление, что у людей нет ясного представления о том, что такое налоги и какова их роль в экономике. Все рассуждения участников таких дискуссий, на мой взгляд, носят поверхностный характер, а порой опускаются до откровенного популизма (чего только стоят разговоры о налоге на роскошь).
    Чем критиковать чужое, лучше предложить на суд общественности свое - чем и является эта статья.

II. Собственно сама статья

Прежде чем начать разговор необходимо сразу оговориться, что любое упоминание слова «налог» ниже по тексту используется единственно и только с позиции фискальной функции и никак иначе.
    Для начала определимся, что такое налог с точки зрения экономики. Каждый субъект экономической системы (в нашем случае, и далее по тексту, такая система будет ограничиваться территорией государства) производит некоторое количество благ. При этом субъект сам потребляет из всего произведенного им объема благ только часть. Оставшуюся часть потребляет государство, которую оно получает посредством применения налога. Т.о. налог определяет соотношение между государством и субъектами его составляющими в потреблении благ, произведенных в экономической системе.
    Для окончательного понимания ситуации необходимо определить, что это за блага, которые потребляют и что это за субъекты, потребляющие такие блага.
    Начнем с первого. К благам, предназначенным к потреблению, относятся товары и услуги, которые не используются в качестве средств производства других благ, т.е. это такие блага на которых производственная цепочка завершается (в рассматриваемой экономической системе). Для удобства, с этого места такие блага будем называть конечные товары и услуги.
    Из первого следует второе. К субъектам, потребляющим конечные товары и услуги, относятся: само государство (здесь мы государство упоминаем справедливости ради, однако в дальнейшем исключаем, т.к. налог взимается как раз для государственного потребления), физические лица (находящиеся на территории государства), а также все субъекты, которые по отношению к государству являются внешними (зарубежные государства и их внутренние субъекты).
    Таким образом, зная, что такое конечные товары и услуги, а также кто является их потребителем, можно точно дать ответ на вопрос - за что и с кого должен взиматься налог. Это два налога: налог с продаж товаров и услуг физическим лицам и налог с продаж товаров и услуг на экспорт (или экспортная пошлина). Налогом облагаются лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
    Прервавшись от хода наших рассуждений, хочется обратить внимания на весьма интересный факт. С позиции всего сказанного выше, довольно забавно видеть как современные государства (здесь имеется ввиду современная форма налогообложения) при своем потреблении оплачивают самим себе налог для этого же самого потребления.
    Теперь продолжая далее, для наглядности, можно нарисовать пример из жизни, как это будет выглядеть в глазах стороннего наблюдателя. Например, частное лицо покупает в магазине дверной замок по цене 500 рублей. Пусть величина налога, допустим 40%. Величина налога в стоимости замка составит, таким образом, 200 рублей. Строительная компания покупает тот же самый замок по цене 300 рублей. Когда частное лицо покупает у строительной компании квартиру, в которой установлен купленный за 300 рублей замок, то в стоимость квартиры входит стоимость замка с учетом 40-процентного налога, т.е. замок в квартире для покупателя обходится в те же самые 500 рублей.
    По результату применения такого налога появляются два положительных эффекта. Первый - это снижение издержек на всех этапах производственной цепочки. И второй, как результат первого - рост конкурентоспособности товаров отечественного производителя по отношению к импорту, ведь в стоимости импортных товаров, попадающих на рынок, уже заложены налоги зарубежных государств, а у отечественных товаров - нет.
    Что касается недостатков, то мне видится один - это более высокая стоимость услуг для физических лиц по сравнению с современной формой налогооблажения.

III. Послесловие

Прогнозируя появление некоторых критических вопросов со стороны читателя, хочется, предупреждая их появление, ответить на два, как мне кажется, более интересных из них.
    Первый вопрос заключается в следующем: не приведет ли введение такого налога (фактически речь идет об отмене косвенных налогов) к появлению фиктивных юридических лиц, за которыми будут стоять физические лица, главной целью которых будет потребление благ по низкой цене? Ответ на этот вопрос состоит из двух частей. Во-первых, если такого рода злоупотребления носят незначительный характер, например, как использование бензина работниками предприятия для личных целей, то повышенные по этой причине издержки предприятия на бензин, в конечном счете, попадут в себестоимость конечного продукта и будут оплачены теми же самыми ловкими работниками, которые думают что «обошли» систему. Во-вторых, если такого рода злоупотребления будут являться истинной целью деятельности предприятия, то такое предприятие обречено на банкротство. Т.о. такого рода злоупотребления будут представлять собой замкнутую систему по созданию нового фиктивного предприятия после банкротства старого. Но это явление уже будет не дефектом системы, а прямым нарушением правил установленных в системе. И, следовательно, пресечение таких нарушений - задача не системы налогообложения.
    Второй вопрос: а как же налог на прибыль? Налог на прибыль должен быть. Однако его функция в данном случае будет не фискальная и, соответственно, это тема для совершенно другой статьи. Здесь я должен признаться, что оставил этот вопрос на конец статьи сознательно, также как хороший автор выстраивает свою историю так, чтобы к ее концу у читателя возникло больше вопросов, нежели в самом начале, дабы разжечь у него желание увидеть продолжение. Нужно отметить, что в замкнутой экономической системе нет прибыли, и то значение, которое вкладывает в это понятие обыватель, совершенно не совпадает с тем значением, которое в него вкладывает экономист (по образу мышления, а не по званию). Для экономики, по сути, прибыль есть внешнее проявление двух абсолютно противоположных процессов (с точки зрения их влияния на рост экономики). Полностью побороть «отрицательный процесс» удалось только социалистической системе в лице СССР. Однако, решив одну проблему (путем введения плана), была порождена другая проблема, которая стала если и не главной причиной (по моему мнению), то одной из главных в историческом процессе разрушения социалистической системы. Капиталистическая система в вопросе борьбы с «отрицательным процессом» отдает все на откуп саморегуляции экономической системы («свободная конкуренция решит все проблемы»). Однако появление в капиталистических странах антимонопольных комитетов, само по себе уже говорит о том, что отмахнуться от этой проблемы не удастся и решать ее все же придется. О том, что же такое прибыль в замкнутой экономической системе и что это за загадочные процессы - это тоже тема отдельной большой статьи.
Up