Sep 07, 2011 01:46
сегодня давайте разберём одну мистическую историю из жизни БЕШТА и поробуем понять её суть.
Пока не исполнилось ему 18 лет, обучал его Торе Ахия а-Шилони, а затем удостоился он быть учеником Мошиаха. В возрасте 13-ти лет учитель обучил его всем именам Всевышнего и эпитетам, относящимся к Нему, всем, кроме одного. Спросил его Бешт, почему не открывает он ему это имя, на что учитель ответил ему, что он и сам этого имени не знает, и что тайной этого имени владеет Сатана. Мошиах не дал согласия на разрушение Храма, пока тайная сила этого имени не будет дана ему в залог. Ибо грядущее Освобождение связано с тайной этого имени.
Баал-Шем-Тов начал заниматься выявлением тайны этого имени. Сказали ему с Небес: «Многие старались постичь эту тайну и обожглись (причинили себе вред)». Он ответил: «Я ничего не боюсь, кроме Святого Творца, благословен Он». К нему привели Сатану, и тот сказал: «Человек, происходящий из вонючей капли! Я до сих пор побывал в этом мире лишь дважды: при разрушении Первого Храма и при разрушении Второго Храма. Как ты посмел привести меня вновь?» Бешт ответил: «Я ничего не боюсь, только одного Святого Творца». И вырвал у Сатаны из пасти то, что тот поглотил [- тайну вышеупомянутого имени]…
В конце этой записи добавил Алтер Ребе: «Все это я удостоился услышать наяву из уст самого Бешта [после его смерти]». А к этому добавил Ребе Раяц: «Старец из Радомышля рассказал, что он хотел сделать копию этой записки и уже приготовил бумагу и карандаш, но вошел р. Йеуда-Лейб (сын Цемах-Цедека) и сказал ему так: «Не переписывай этого, потому что однажды переписал это записку р. Илель из Паричей, после чего во время пожара сгорела эта записка вместе с частью его рукописей. Также и отец (Ребе Цемах-Цедек) будет недоволен этим». Поэтому он воздержался от копирования этой записки.
Спустя 47 лет в этот же день родился основатель учения Хабад рабби Шнеур-Залман из Ляд, или, как называют его, Алтер Ребе. Трудно представить себе современное еврейство без хасидизма вообще и без Хабада в частности.
--------------------
----------------------------------
Я полагаю тут речь идёт об Имени - которое ХаШем раскрыл Моше в период Избавления, но народ Израиля получил это Имя не полностью, согласно повелению ХаШема. Раши там указывает пшат, что это Имя связанно с Избавлением (и в истории Бешта говорится про Имя какое то не очень известное связанное именно с Избавлением) нынешним и грядущими...
13. И сказал Моше Б-гу: Вот я приду к сынам Исраэля и скажу им: Б-г ваших отцов послал меня к вам. И скажут они мне: Как Имя Его? - Что скажу им? 14. И сказал Б-г Моше: Я буду..., как буду... И сказал Он: Так скажи сынам Исраэля: "Я пребуду" послал меня к вам. 15. И сказал еще Б-г Моше: Так скажи сынам Исраэля: Господь, Б-г ваших отцов, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Йаакова, послал меня к вам, - это Имя Мое вовеки и это памятование Мое из рода в род.
Но суть Этого Имени - где раскрывается? Где ещё упоминания в нашей традиции этого Имени? Имя Всевышнего не может же ограничиваться только смыслом что Он будем с нами в других избавлениях (будут другие галуты). Это точка отсчёта, но это не вся картина. Эта история мне кажется говорит о необходимости понять суть этого Имени. что это Имя показывающее Высшее Божественное Раскрытие и как именно тут Высшее Божественное раскрытие тоже это Имя должно раскрывать.
потому что дальше говорится
Недельный раздел Ваэра
Глава 6
2. И говорил Б-г Моше и сказал ему: Я Господь. 3. И Я явил Себя Аврааму, Ицхаку и Йаакову как Б-г Всемогущий, но (под) Именем Моим Господь-Превечный Я не был познан ими.
Тоесть видим два уровня - Б-г Авраама Ицхака и Яакова (Б-г Всемогущий - кЭль ШАкАЙ) и есть уровень выше это Господь-Превечный (Йуд-Кей-Вав-Кей), и там также есть Пребуду, а есть уровень выше - Буду как Буду.
возможно надо сказать что поскольку Всевышний сказал открыть Имя - Пребуду и при этом также сказать Б-г Авраама Ицхака и Яакова, и при этом у горы Синай как минимум они уже знали имя Йуд-Кей-Вав-Кей, а Буду как Буду не знали - возможно даже тогда. то получается либо это равное по сути Имя либо даже выше (и поэтому БЕШТ и его учитель не знали сути этого Имени, хотя Йуд-Кей-Вав-Кей должны же были знать)?
А намёк что надо исследовать в наше время - не-евреи сделали фильм (код Моисея на основе переведенного неверно этого Имени)
-----------------------------------------------------------
Тоесть возможно суть этого Имени выражается в том что... (частично)... и хасидизм как раз это раскрывает.... что галуты не просто по причине грехов
Но чтобы погрузить евреев в тьму, чтобы они достали от туда искры святости. Потому что Всевышний говорит это Моё Имя - что Я буду с вами в будущих избавлениях также. тоесть будут другие галуты - это на уровне ИМЕНИ ВСЕВЫШНЕГО, тоесть замысел Всевышнего. а свобода выбора и всё такое? это всё дело двадцатое. вам нужно вытащить искры и свобода выбора заключается в том чтобы сделать не такой ужасный галут как вы сделали (галут может быть с Храмом - как показал греческий, и с автономией как показали другие в начале своего периода), но в общем это будет так или иначе галут, чтобы вы вытащили эти искры. это ваща задача в мире, поднять их. этот мир это и есть как бы галут. насколько я понимаю это раскрывает хасидизм.
и это переворачивает ситуацию. в галуте мы не жертвы. мы на задании. не жертвы греховности, сатана и прочих условий, ошибок. поэтому Бешт вырвал из пасти....И вырвал у Сатаны из пасти то, что тот поглотил [- тайну вышеупомянутого имени]…
видимо Бешт пришёл к этому через раскрытие смысла этого Имени. Понятно что это видимо не полное раскрытие смысла вложенного в это Имя.
было ли это до хасидизма? в кабале?
тогда надо понять какой смысл он нашел и раскрывал в хасидизме.
и понять смысл который ещё не раскрыт.
-------------------------
сказал учитель Бешта - Ибо грядущее Освобождение связано с тайной этого имени.
тоесть понимания что мы в галуте не жертвы а на задании изначальном. задание вытаскивать искры из клипот - это Тайна Этого Имени.
И грядущее Освобождение связано с тайной этого Имени.
Когда евреи вытащат их - тогда будет Освобождение.
(в Египетском галуте забирание искр выражается в забирание сокровищ у египтян, когда наступила полная тьма, египтняне перестали видеть всё включая свои искры-сокровища, а еврие видят - им светло, и они забирают сокровища-искры- я слышал комментарий что сокровища это про искры на одном из видео уроков р. Гитика. вроде как второй слой забирания искр это после того как колесницы фараона утоплены были в море. сокровища ещё какие то на берегу были. такой бирур. тоесть те искры которые очень сильно связаны с клипой и мы их не забрали. Всевышний сам помогает... но для этого надо идти за Ним в море (символ чего? Торы - Истины? с уже имеющимися забранными искрами. и тогда даже те искры которые завязаны с клипот сильно смогут быть вытащены...)
И рав Кук раскрыл этот принцип (принцип что есть задание поднимать искры) ещё больше - конкретнее.... принцип заложенный в хасидизме
"I Am The Soul Of Reb Nachman"
In regard to the influence of Hasidism on Rav Kook, the author and thinker R. Hillel Zeitlin, writes, "It is clear to me that Rav Kook based himself not only on the works of Chabad but also on the Kedushas Levi, the writings of R. Mordechai Yosef of Izbitz and his son (Mei Hashiloach and Beis Yaacov) and the works of the Cohen of Lublin-but most of all, on Likutei Moharan, and the other works of the great seer of Breslov" (R. Hillel Zeitlin, Hatzofeh, eve of Rosh Hashanah 5699).
And we have added testimony regarding Rav Kook's connection with Breslov Hasidism from R. Yisrael Porat: "According to what [Rav Kook] told me personally...his heart was drawn to the ways of service of Hasidism, and in particular he was devoted to the mysterious teachings of R. Nachman of Breslov. He read and reviewed his works and talks a great deal, and studied his ideas" (R. Yisrael Porat).
I was told by Rabbi Shmuel Horowitz of Meron that he had heard from R. Meir Anshin, an elder Breslover who had lived for a while in Jaffa, where he would often visit the home of Rav Kook, that R. Nosson of Nemirov's Likutei Tefilos (based on the teachings of Likutei Moharan) was on the shelf of R. Kook's prayer stand, and he would occasionally look into it.
And a Breslover of Jerusalem, R. Yechiel Greenwald, told me that Rav Kook once said: "Ani nishmas Rebbe Nachman" ("I am the soul of R. Nachman").
Chayei Harayah, pp. 171-72
Great Study
by Rabbi Moshe Tzvi Neriah
As a result of Rav Kook's connection to the teachings of Breslov and his close relations with Breslovers, when his only son, R. Tzvi Yehudah, went to learn from R. Epstein in Yeshivas Toras Chaim in Jerusalem, the Breslover Hasidim of Jerusalem befriended him and tried to draw him into their circle and way of service (hisbodedus meditation, midnight tikun chatzos, immersion in the mikveh, and so forth). R. Tzvi Yehudah decided to ask his father for guidance, and his father's response was not long in coming. This response contained a certain measure of reserve (for that which is fit for adults is not appropriate for youngsters who are still maturing). And here is part of his reply.
"The inner quality of this man, [R. Nachman,] requires great study. For this, however, one needs a healthy heart and a healthy spirit, a path of good hygiene (both psychological and physical) and a fitting and straight connection to other studies-both those that support and those that disagree with [Breslov's] points of view. In that way, matters will be properly illuminated."
Despite this expression of reserve and the [expressed] need for an appropriate critical approach, Rav Kook had great appreciation for R. Nachman's person and the teachings of Breslov.
When Yeshiva Chasidei Breslov was founded in Jerusalem, Rav Kook sent a letter (dated Thursday, Adar I 5692) of congratulations to the rabbis "who founded a yeshiva in which will be learned, together with other topics of Torah and piety, the wondrous works of the rabbi, the holy gaon, unique in his uplifted thoughts, Moharan of Breslov."
Chayei Harayah, pp. 171-72