Jan 26, 2013 19:03
Когда-то давно (не год, а даже несколько лет назад, году, кажется, в 2008) мы с коллегами были в Бостоне и встречались с командами разных центров, занимающихся экономикой образования. Так мы попали в Бостон-колледж, в Center for International Higher Education, где встретились с профессором Филом Альтбахом и его помощницей Лорой Рамбли.
Фил рассказывал о разных своих проектах (мы на него тоже напали с рассказом про Мониторинг экономики образования и про Вышку, чем полностью его огорошили), а я с завистью смотрела на ряды книжных полок. На них стояли разные его книжки, вышедшие в Европе, Штатах, Латинской Америке и Китае.
Фил подарил нам несколько книжек, но мое внимание привлекла одна, довольно старая книжка Academic Profession, изданная в 1992 году по результатам проекта Фонда Карнеги. Тогда Фонд провел исследование академической профессии в 14 странах, включая Россию, и Фил выступил в качестве редактора получившейся книги. Наступив на горло собственной песне под названием "Вежливость и скромность" я эту книжку просто-напросто выпросила. Хорошо, - сказал Фил, - который не подал вида, хотя ему явно было жаль книгу, которая у него оставалась в нескольких экземплярах - я пошлю ее вам по почте в Россию. Нет уж - ответила я - книгу мы повезем сами. И большой толстый свекольного цвета том ехал со мной через Чикаго и Сан-Франциско в Москву.
Сложно объяснить, но ровно в этот момент я решила, что когда-нибудь мы тоже поучаствуем в подобном проекте и сделаем что-то подобное или даже более крутое. И ровно в этот момент я поняла, что обязательно буду заниматься преподавательскими контрактами. И забыла об этом.
Потом еще через полтора года мы встретились с Филом в Китае, на конференции по исследовательским университетам. Мы пили чай с ним и Лаурой (Лаура заканчивала работу в Центре и собиралась переезжать в Брюссель работать в Европейской образовательной ассоциации). За чаем с печеньками Кузьминов предложил расширить тот проект по академическим зарплатам, который Фил только что закончил со своими студентами, на "30-40 стран и более детальный анализ структуры вознаграждения".
Я опускаю увлекательные и многочисленные детали, но этот разговор закончился интереснейшим проектом и двумя книжками, первая из которых вышла в Routledge в прошлом апреле (и на русском осенью, в Издательском доме Вышки), а вторая выйдет через полтора месяца в Palgrave MacMillan.
когда мы искали литературу по проблемам академической профессии, то еще в 2010 году нашли ссылки на исследование Changing Academic Profession (САР), которое на 19 странах повторяло (в расширенном виде) исследование Карнеги 1992 года. Мы грустно посмотрели на состав участников - от многих стран участвовали гуру в своей области, на отличный опросник, и тяжело вздохнули, почувствовав себя в стороне от чего-то очень интересного (база данных по этому исследованию закрыта - ей пользуются только участники проекта).
в июне прошлого года я поехала в Берлин на конференцию, посвященную дню рождения и выходу на пенсию Ульриха Тайтлера (немецкого исследователя, который стал одним из тех, кто стоял у истоков Higher education studies в Европе в 1960-е). На этой конференции были все основные участники проекта САР. Мы познакомились с некоторыми из них, и оказалось, что многих интересует, что происходит в России.
Мы договорились провести опрос преподавателей российских вузов по методологии САР. Лето и кусок осени ушли на утрясание деталей опросника, опроса, выборки. На прошлой неделе мы получили данные.
Впереди масса интересной работы с данными - как с данными нашего опроса по России, так и в их сопоставлении с данными 19 других стран - участниц проекта. Мы ожидаем обнаружить много что интересного.
в книжке по проекту Карнеги много исходных данных, поэтому мы сможем посмотреть на динамику по ключевым вопросам по восприятию академической профессии за 20 лет. И я вспоминаю, глядя на свекольного цвета книжку, ту историю пятилетней давности, с которой все началось.
вот такая история.