а вот еще наблюдение про гравюру Фиренса...
я все никак не мог понять, откуда там в нижнем регистре появился монстр - голова в шляпе и на руках (вместо ног), но тут просматривал рисунки Босха и мастерской\фолловеров, и стало ясно, что не просто этот монстр, а сочетание подобного монстра с характерной иконографией св. Антония взяты из листа с набросками: Jheronimus Bosch, Studies of Saint Anthony, Musée du Louvre, Paris...
т.е. источник тут сам Босх, но Гюйс немного модифицировал и Антония (впрочем, оставшегося вполне узнаваемым и в позе, и в некоторых деталях), и монстрика... возможно, он скомбинировал его с другим подобным монстром с другого рисунка: Jheronimus Bosch, Infernal scene with anvil and monsters, Kupferstichkabinett, Berlin...
раньше я писал, что Гюйс эту позу Антония использовал и в живописной работе, но там нет этого сочетания с монстром рядом... и это наводит на мысль, что гравюра была раньше той картины, т.е. если гравюра, судя по подписи Вирикса, была выполнена в нач. 1570-х (до 1573, вероятно), то картина может датироваться ориентировочно около\после 1573... но тут сложно сказать, потому что непонятно, что первее - заимствование отдельной позы Антония с последующим добавлением монстра, т.е. возврат к Босху, или же Гюйс сначала заимствовал сложный мотив, но зато из четкого одного источника, а потом упростил его в живописной версии... я склоняюсь все же ко второму...
и еще наблюдение - занятно, что целый ряд повторений одного мотива и у Гюйса, и у предполагаемого Гюйса (из Эскориала и Брюсселя) берет начало, видимо, у более раннего последователя Босха, в работе, которую Унверферт в своем каталоге относит к 1510-1520 гг., к т.н. Meister des wasserschöpfenden Antonius...
сейчас эта работа находится в Музее декоративного искусства в Париже... работа близка Антонию из Зальцбурга (Унверферт предполагает, что это одна рука), на которого опирался автор версии Masaveu collection, а вот из парижской работы позаимствовал Гюйс...
вот парижская работа:
сравнение мотива из этой работы с последующими работами Гюйса и приписываемой ему версии Эскориала\Брюсселя:
в гравюре Фиренса\Вирикса частично использован этот же мотив... последовательность в сравнении такая такая:
работа ок. 1520 -
атриб. Гюйсу из Эскориала (ок. 1560??) -
Гюйс 1570-х -
Гюйс 1577 (подписанный) -
гравюра Фиренса\Вирикса\Гюйса (источник ок. 1573?)
в ослабленном виде этот мотив использует через посредство Гюйса (1577) Питер Брейгель Младший в своем Антонии (после 1616)...