еще наблюдения из области Гюйса (Pieter Huys)...
1. сообразил, что ведь на версии "Искушения св. Антония" из коллекции Masaveu есть не только правая скала, но и левая... и эта левая, с краю картины - она основана опять-таки на горе из "Св. Иеронима" Босха (причем некоторые элементы там явно по следам Иеронима из "Триптиха Иова")...
из этой скалы выходит процессия "музыкантов-монстров"... а на работе из KHM, которая по стилю и мотивам очень близка Гюйсу, и, вероятно, является его работой, из такой скалы тоже ведь выходит процессия, только она несколько ближе (иконографически) к "Антонию" Босха, чем на версии Masaveu...
тут интереснейший момент... "Инферно" из Прадо, которое явный Гюйс - основано на правой скале из этой же картины Masaveu... подписанная работа Гюйса - "Антоний" 1577 г. использует ряд мотивов из этой же версии Masaveu, разумеется, с некоторыми вариациями... и выходит, что венская картина (KHM) с Антонием - она тоже частично опирается на версию Masaveu, используя идею процессии из скалы, заимствованной со "Св. Иеронима" Босха... и снова эта картина стилистически и мотивно очень близка Гюйсу еще по ряду параметров...
похоже, Гюйс прямо-таки раздраконил композицию Masaveu на части, используя ее мотивы в целом ряде картин...
на иллюстрации - сравнение скалы\процессии версии Masaveu и "Антония" из KHM...
2. обратил внимание на гравюру - как водится, "Искушение св. Антония"... гравер - Pierre Firens (1580-1638) - он большую часть жизни жил во Франции, но юность провел в Антверпене, откуда был родом, и там проходил обучение...
гравюра сия, видимо, начала XVII в., но вот композиция, возможно, более старая, и художником мог быть не сам Фиренс (он гравировал по эскизам разных художников) - иконография части персонажей явно опирается на работы, которые я отношу к Гюйсу... это, в первую очередь, Антоний из KHM, о котором я недавно писал, и возможно - "Инферно" из Прадо...
кроме того, задний план весьма напоминает гравюру по Питеру Гюйсу (сохранился даже его рисунок с подписью) - еще одного Антония...
таким образом, художником этой гравюры может быть либо сам Гюйс, либо кто-то (тот же Фиренс), кто знал хорошо гюйсовских Антониев и м.б., инфернальный пейзаж из Прадо, или же какие-то другие аналогичные композиции Гюйса, где комбинировались те же мотивы (такое тоже возможно)... очень вероятно, что источником были даже не картины Гюйса, а графич. наброски\картоны... во всяком случае, влияние Гюйса в этой гравюре ясно прослеживается... сам Гюйс, конечно, несколько сомнителен, потому что, например, персонажи переднего плана (нижнего регистра) у него не встречаются в других работах и по стилю они мало походят на Гюйса... конечно, он мог для гравюры и придумать, но все же это момент сильно настораживающий...
покажу саму гравюру и сравнения:
1. Pierre (Piter) Firens. искушение св. Антония.
2. Сравнение этой гравюры с гравюрой по Питеру Гюйсу.
3. Ср. части заднего плана двух гравюр.
4-5. Ср. некоторых персонажей гравюры Фиренса и Антония из KHM (Вена).
6. Ср. персонажа гравюры, Антония из KHM и Инферно из Прадо.
7. Ср. некоторых персонажей гравюры и Инферно из Прадо (процессия).
(горизонтальные картинки в отдельном окне открываются крупнее)
1
2
3
4
5
6
7