продолжаю медитировать над Гюйсом... обнаружил еще некоторые мотивные соответствия...
1. Процессия в "Инферно" из Прадо частично основана на процессии из "Антония" Босха, но в Инферно художник изобретательно перетасовал элементы мотивов. Что интересно, он использовал и мотив дерева со шлемом на вершине и змеей на ветке, только в Инферно (и в Антонии Гюйса 1577 г.) это просто дерево, растущее из земли, тогда как у Босха оно помещается на голове персонажа. См. сравнение на илл. 1.
На этой же иллюстрации - сравнение с довольно странной работой, которая продавалась на Сотбис в апреле 1987 г. Композиция этой картины частично основана на Антверп. скетчбуке, а частично - на Антонии Босха (центр. панель), но с одной разницей - в этой странной работе нет самого Антония и таким образом, сюжет превращается просто в Hell, адский пейзаж с монстрами. Правда, в глубине башни виднеется какая-то фигура, но репродукция столь плоха, что рассмотреть невозможно, к тому же и ч-б. См. илл. 2.
Замечу, что стиль работы, насколько можно рассмотреть, напоминает Гюйса, и характерно это соответствие мотивов, но утверждать ничего не берусь - слишком плохое качество изображения, и хотелось бы видеть колорит. Есть еще одна работа с подобной композицией (и иконографией персонажей и пейзажа\архитектуры), заметно отличающаяся по стилю.
На илл. 3 сравнение мотива дерева со шлемом на верхушке - Инферно из Прадо, затем Босх (Антоний) и два фрагмента из Антония Гюйса 1577 г. - обращу внимание на колесо на шесте и мотив воина в шлеме с закрытым забралом. Очень занимательно Гюйс тасует элементы.
2. Рассматривал еще одну работу, которую предположительно относят к Гюйсу (или Мандейну) - это "Поругание Иова" (Musée de la Chartreuse, Douai). См. илл. 4.
По стилю она мне кажется ближе к Гюйсу, и похоже, там есть перекличка с "Антонием" Гюйса 1547 г. из Лувра. См. сравнение на илл. 5. Композиционно работа весьма спокойная, что не очень характерно для Мандейна. Кроме того видим излюбленное цветовое сочетание Гюйса - Пурпурный-красный-зеленый.
С другой стороны, там ряд несомненных мотивных перекличек с подписанным "Антонием" Мандейна из музея Фр. Халса, но мотивы эти трактованы вариационно. Т.е. если это Гюйс, то он мог просто позаимствовать эти элементы.
Но у меня вообще давно уже закралась мысль - а Мандейн ли этот подписанный Мандейн? Есть мнение, что Мандейн был неграмотен, и работы он свои никогда не подписывал, кроме этой одной, что довольно странно. А по стилю, надо сказать, эта вещь заметно отличается от, допустим, эрмитажного Христофора - и по построению композиции, и по манере живописи. Но тут сложно что-либо утверждать. Я видел мотивчики с этой работы и в работах Гюйса, но о чем это говорит? Нннезнаю...
3. Обнаружил вероятный источник для колонны с идолом с "Изгнания торговцев" (всех четырех версий). Покажу сравнение с версией Глазго (которую предположительно считаю Гюйсом) - см. илл. 6.
Похожая колонна (со скрижалями - поэтому, видимо, она и попала в сюжет "Изгнания торговцев", как знак Ветхого Завета, утратив, однако, скрижали) есть на работе анонимного последователя Босха "Несение креста". Кстати, в предполагаемых авторах этой работы опять-таки Мандейн. Но иллюстрация есть тоже только черно-белая и не шибко хорошая. Местонахождение - Neuilly-sur-Seine [FR], Verde, S.[collection] - я так понимаю, это последняя локация, и толком неизвестно, там ли она сейчас.
Целиком это "Несение креста" см. на илл. 7.