(no subject)

Apr 07, 2021 22:04

сообразил еще одну штуку насчет Гюйса (несомненного и предполагаемого)... это в принципе очень интересная тема - колорит у фламандцев XVI в... ну понятно, что те, кто были не-романисты или антироманисты, любили локальные цвета - тот же Босх или Брейгель... более того, это было удобно при копировании - на картоны могли наноситься буквенные обозначения цветов в нужных зонах, такие же обозначения наносились на графич. эскизы... например, в Антверпенском скетчбуке есть такая система буквенных обозначений... правда, занятно, что ни одна из известных картин, где используется композиция или отдельные мотивы скетчбука, не соответствует точно этой цветовой разметке... но факт, что этот способ существовал и использовался...

думаю, у художников были излюбленные колористические схемы - это хорошо видно по работам Брейгеля Старшего, в каком-то смысле, эти схемы - визитная карточка художника...

так вот, у Гюйса можно найти тоже некоторые излюбленные сочетания цветов... у него вообще довольно характерный "тяжелый" колорит, и этим он заметно отличается, и на мой вкус, в лучшую сторону, от многочисленных менее осмысленных последователей Босха - у него есть своя "гармония" цветов, и он подчиняет ей целое картины... пусть это не что-то сногсшибательное, но зато цельное и свое...

и есть очень характерное - он любил совмещать на небольшом пространстве не просто, допустим, красный с зеленым, но красный-зеленый и, условно назову - пурпурный... такой блекловатый локальный пурпурный встречается у него и на Антонии из Лувра 1547 г., и на Антонии 1547 г., причем именно в сочетании с яркими красными акцентами поблизости, и в окружении зеленых и желто-коричневатых тонов...

но такое же сочетание мы видим и на "Изгнании торгующих" из Глазго... и там очень похоже, как на Антонии 1577 г., этот пурпурный переходит в оранжевато-желтые тона "лепестков" вокруг - как у сидящей на коне "вавилонской блудницы" из Антония пурпурное одеяние завершается оранжевато-желтым хвостом... и рядом же - темно-зеленые тона, как дополнение и красному, и этому блеклому пурпурному... сочетание очень специфическое... см. сравнение на иллюстрации - стрелками я показал основные общие моменты цветовой схемы...

мне кажется, что такое пристрастие к характерному сочетанию цветов и общее ощущение от подобного колористич. решения во всех трех картинах дает еще один аргумент в пользу того, что "Изгнание торгующих" из Глазго - это Гюйс... причем это едва ли не характернейший момент м.б., даже в большей степени, чем иконографически общие мотивы... т.е. здесь это мотивы цветовые...

кроме того, в "Изгнании торгующих" можно найти общие колористические особенности и с "Инферно" из Прадо... например, бордовые темные тона "ягоды" (лев. нижн. часть) в Инферно перебиваются темно-зеленым, но довольно ярким пятном... аналогичное сопоставление цветов и на темно-бордовом "мраморе" колонны фонтана в "Изгнании"... т.е. даже на таких, довольно далеких по общему цветовому решению картинах, можно увидеть сходные приемы работы с цветом...

слева направо - Антоний Гюйса 1547 г. - "Изгнание" версии Глазго - Антоний Гюйса 1577 г.


кусок колонны фонтана с "Изгнания" и кусок "ягоды" из Инферно.

pieter huys, Антоний

Previous post Next post
Up