Pieter Huys

Mar 15, 2021 04:00

пока ковырялся с Антониями, возникло ощущение, что есть две работы, которые сейчас атрибутируют неизв. последователям Босха, но которые являются с большой вероятностью работами Питера Гюйса... Первая - в KHM, вторая - в Прадо... венская картина очень близка по манере и колориту подписанному и датированному "искушению св. Антония" Гюйса из Лувра (1547), на ней есть почти точно такие же иконографические мотивы, и обе работы опираются на Антверпенский скетчбук (причем венская даже в большей степени)... работа явно обрезана слева - вероятно, она представляла собой полную композицию антверпенского скетчбука, реализованную в живописи... в KHM пишут, что работа, возможно, принадлежит Мандейну, но это вряд ли - совсем не Мандейн по всем параметрам...

работа из Прадо - "Пейзаж Инферно" (ок. 1565) интересным образом заимствует в качестве главного элемента композиции гору из "Искушения св. Антония" коллекции Masaveu (тоже в Мадриде)... это "Искушение" повторяет композицию ашмолеанского рисунка, о котором я писал ранее... тут характерно, что Гюйс заимствовал из версии Masaveu некоторые элементы и для более позднего своего "Икушения св. Антония" - 1577 г. из Museum Mayer van den Bergh (в Антверпене), так что у меня сильное подозрение, что он и для инфернального пейзажа подобным образом позаимствовал элемент композиции, сделав его базой всей работы... кроме сложносочиненной горы, он поместил и "птичку в разбитом яйце" на специальную подставочку сбоку горы - птичка тоже есть в версии Masaveu, очень близкая по иконографии, только с письмом в клюве...

из всего этого у меня возникает сильное подозрение, даже уверенность, что автор этого инфернального пейзажа все-таки именно Гюйс... очень схожие композиционные моменты, очень схожая колористическая манера и характер мазков - и с другим инферно из Прадо (1570), которое точно Гюйса (подписано), и с Христофором из Винтертура, и с Антонием 1577 года (тоже подписанным)... т.е. венская работа близка ранней манере Гюйса, 40-х гг., а мадридская - зрелой\поздней (60-х-70-х)...

за Гюйса говорит и знание ашмолеанской композиции... датировка от Прадо этого инфернального пейзажа - ок. 1565 г. (не ранее 1561 - датировка доски по дендрохронологии), что очень даже вписывается... вообще мне кажется, что такое обильное цитирование у Гюйса говорит за то, что автор ашмолеанской композиции был весьма близок Гюйсу, из его, так сказать, "круга" (и круга Брейгеля, кстати), хотя манера у него отличается, что бы ни считать за основу - ашмол. рисунок или же версию Masaveu...

под катом - работы Гюйса - предполагаемые и подписанные, репродукции можно развернуть покрупнее в отдельном окне...


"Икушение св. Антония" из KHM (Вена) - думаю, это между 1545 и 1550...


Пейзаж Инферно из Прадо, ок. 1565...


сравнение гор инфернального пейзажа и "Искушения св. Антония" из коллекции Masaveu...


далее три работы Гюйса, которые подписаны - "Искушение св. Антония" из Лувра (1547), "Св. Христофор" из Винтертура (ок. 1560), "Искушение св. Антония" из музея Ван ден Берга (1577)...






pieter huys

Previous post Next post
Up