Язычники

Sep 18, 2013 14:01




Обычно после знакомства с произведением искусства испытываешь либо ликование от ощущения открытия нового, либо опустошение и давящий груз мыслей и переживаний. В этот раз после посещения ТЮЗа я вышла из театра как ни в чем не бывало, как будто ничего и не произошло. Первый спектакль в моей жизни, который меня не зацепил за живое. Чипполино в детстве производил больше впечатления.

Поначалу прислушивалась к себе, пыталась выявить самообман. Тщетно. Потом заподозрила, что Венера с Марсом разошлись, и в этот вечер я недостаточно тонко чувствовала искусство, обросла толстой кожей. Потом и вовсе переключилась на дела житейские, разочарованно вздохнув о недополученной порции эмоций.

Временами мне казалось, что я не в ТЮЗе, а в театре Буханченко - героиня-мать отчаянно материлась, краснела и внезапно истерично вскрикивала так, что из зала от неожиданности периодически доносилось женское «О Господи».

Даже для такой «остро социальной драмы», как эта, содержание показалось мне пустым, а выражение его - очень наивным. Плоский спектакль. Да, пожалуй, плоский - это самое оно определение. Плоским было проявление православия. Бывает, когда в герое настолько тесно переплетаются положительные и отрицательные качества, что и не разберешь потом - жаль тебе его или гнать в шею. Вспомним «Елену» Звягинцева - такое смятение после просмотра, столько мыслей.. Плохая она или добрая? Преступник или мать отчаявшаяся? В «Язычниках» православие было однозначно плохим игроком, выражавшимся, по мнению автора, лишь в принятии страдания и чванливых священниках. Так однобоко и неглубоко мне это показалось.

Что в этом спектакле восхитило - так это работа с техникой. Декорации использовались одновременно как экраны, на которые транслировали крупные изображения лиц героев (видеосъемка велась тут же с двух камер прямо на сцене). Единственный момент, когда во мне что-то на мгновение дрогнуло, - когда на экране показали лицо героя Олега. Олег - взрослый мужчина - плакал, произнося монолог.

В общем и целом спектакль можно назвать мэйнстримом отечественного искусства - мрачная действительность, безверие и все такое. Только как-то недокрутили они, что ли. Балабанова, Вырыпаева, Серебрянникова, Звягинцева фильмы смотришь - они мрачные подчас, даже очень. Но в них чувства есть. А тут...  Не знаю.

Хотя зал по окончании спектакля аплодировал стоя. Мое замешательство усилилось: мол, может, все же я одна только не поняла ничего и не испытываю восторга? Оглянулась и вокруг себя обнаружила людей в схожем недоумении. Но они стояли и аплодировали. Вот тут я окончательно смутилась и перестала что-либо понимать.

театр

Previous post Next post
Up