Бадаевские склады (замечание)

Jan 31, 2014 13:22


Разные взгляды на событие

Как известно, в начале блокады Ленинграда была атака немецкой авиации на
Бадаевские склады, в результате пожара погибли значительные запасы продовольствия.
В советское время это упоминалось, но как одно из событий в бесконечном потоке бедствий.
В советско-американском сериале ``Неизвестная война'' было сказано, что на этих складах находились
основные запасы продовольствия, что придавало пожару судьбоносное значение.

В Перестройку пожар на Бадаевских складах стал одним из поводов для обвинения советского руководства.
Эта точка зрения (разумеется) изложена в Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%E4%E0%E5%E2%F1%EA%E8%E5_%F1%EA%EB%E0%E4%FB

В результате налётов германской авиации 8 и 10 сентября 1941 года на Бадаевских складах сгорело около
40 помещений, в которых находилось 3 тыс. тонн муки и 2,5 тыс. тонн сахара.
До 1 тыс. тонн горелой муки и до 900 тонн горелого сахара в дальнейшем были переработаны пищевыми предприятиями.

В сознании ленинградцев пожар на Бадаевских складах стал символом начала голода 1941-42 годов.
Имеется версия, что запасов продовольствия в них было всего на три дня
(по действовавшим тогда нормам снабжения Ленинграда).
Однако расчёты показывают, что в действительности сгоревшие запасы сахара могли обеспечить потребности
населения города на протяжении приблизительно одного месяца: 2,5 миллиона килограммов на 2,8 миллиона человек
- это около 900 грамм на человека, то есть шесть чайных ложек сахара в день в течение месяца.
Кроме того, на складах было уничтожено указанное выше количество муки,
а также неизвестные точно объёмы печенья, конфет и иных продуктов.

Версия же, согласно которой пожар на Бадаевских складах якобы не повлиял на уровень голода в Ленинграде,
фактически снимает с партийного руководства Ленинграда вину за то, что эти запасы продовольствия
не были вовремя рассредоточены по территории города, что сделало бы невозможным
их уничтожение бомбёжкой в большом объёме. Для рассредоточения запасов были все условия
- за июль и август 1941 года из Ленинграда были эвакуированы десятки крупных предприятий,
на этих предприятиях пустовали сотни цехов. С другой стороны, следует учитывать что,
рассредоточенные по множеству мелких складов, запасы могли быть разворованы
из-за невозможности организовать надлежащие охрану и учёт их ценностей.

Николай Никулин, который в то время был в армейской школе и находился недалеко от места, так описал этот эпизод в своей книге "Воспоминания о войне"

« ...Начались бомбёжки. Особенно эффектна была первая, в начале сентября. В тишине солнечного дня
в воздухе вдруг возник гул, неизвестно откуда исходящий. Он всё нарастал и нарастал,
задрожали стекла, и всё кругом стало вибрировать. Вдали, в ясном небе, появилась армада самолётов.
Они летели строем, на разной высоте, медленно, уверенно. Кругом взрывались зенитные снаряды - словно
клочья ваты в голубом небе. Артиллерия била суматошно, беспорядочно, не причиняя вреда самолетам.
Они даже не маневрировали, не меняли строй и, словно не замечая, пальбы, летели к цели.
Четко видны были желтые концы крыльев и чёрные кресты на фюзеляжах.
Мы сидели в «щелях» - глубоких, специально вырытых канавах. Было очень страшно, и я вдруг заметил,
что прячусь под куском брезента.

...Когда всё кончилось, мы увидели клубы дыма, занимавшие полнеба. Это горели Бадаевские продовольственные склады.
Тогда мы ещё не могли знать, что этот пожар решит судьбу миллиона жителей города,
которые погибнут от голода зимой 1941-1942 годов...

-----------------------------------------------

Теперь другая точка зрения
http://encspb.ru/object/2804035079
Энциклопедия Санкт-Петербург. Бадаевские склады.

БАДАЕВСКИЕ СКЛАДЫ, склады им. А. Е. Бадаева (Киевская ул., 5), комплекс дерев. складских помещений, построен в 1914 купцом 1-й гильдии Растеряевым на участке пл. 27 га. После окт. 1917 использовался для хранения запасов продовольствия. В результате налетов герм. авиации 8 и 10.9.1941 на Б. с. сгорело ок. 40 помещений, в к-рых находилось 3 тыс. т муки и 2,5 тыс. т сахара (по действовавшим нормам - запасы на 1-3 дня). До 1 тыс. т горелой муки и до 900 т. горелого сахара были переработаны пищ. пр-тиями. В сознании ленинградцев пожар на Б. с. стал символом начала голода 1941-42, однако версия о том, что именно этот пожар был гл. причиной бедствий осени-зимы 1941-42, не соответствует действительности. В 1945-70 Б. с. отстроены заново (ныне ООО Оптовая база).

А. Ю. Чистяков.

----------------------------------------------

Попытаемся проверить правдоподобность утверждений навскидку. 3000 тонн муки - это
30 000 000 раз по 100 грамм. Население Ленинграда до войны составляло 3 000 000 человек. Часть из них
эвакуировалась (видимо, около 700 000 человек), часть была мобилизована. С другой стороны, в кольце находились еще войска (Ленинградский фронт и Балтийский флот), несколько пригородов, а также бежавшее в сентябре в город от немецкого наступления окрестное население. Исаев сообщает цифру в 2 500 000 человек, оказавшихся в кольце блокады. Т.е. при расходе сто грамм муки 3 000 тон хватило бы на 12 дней.

Новая Ладога, Кобона, Гостинополье, Осиновец, Морья

Теперь цифры по поставкам продовольствия, которые удается найти

Трибуц:
В сентябре в Осиновец удалось доставить около 10 тысяч тонн продовольствия, в то время как суточный расход одной только муки составлял свыше тысячи тонн. За месяц напряженной работы завезли продуктов всего на восемь дней; 22 дня город жил за счет имеющихся запасов.
А ведь наступал холодный октябрь, предвещающий ранние заморозки, когда через озеро не смогут ходить суда. Из-за шторма во второй половине октября пришлось прекратить отправку грузов на озерных судах.
-----------------------------------------------

Кольцо полностью замкнулось 8 сентября, но выход немцев к станции Мга - 31 августа
означал потерю железнодорожной связи, и скорее всего, подвоз продовольствия в следующие несколько дней, если и был, то был очень мал.

Итак мы видим, что в Ленинграде в сентябре было израсходовано не меньше 22 000 тонн муки из местных запасов,
что в 7 раз больше того, что погибло на Бадаевских складах.

-----------------------------------------------

Из энциклопедии Санкт-Петербург. ГОЛОД 1941-42

Прекращение ж.-д. сообщения Л. со страной и начавшаяся 8.9.1941 блокада привели к резкому ухудшению продовольств. снабжения. Часть запасов продуктов питания погибла в сент. при пожаре Бадаевских складов. 12.9.1941 муки и зерна в Л. оставалось на 35 дней, крупы и макаронных изделий - на 30 дней, мяса - на 33 дня, жиров - на 45 дней, сахара и кондитерских изделий - на 60 дней. В сент. - нояб. 1941 нормы продовольственного обеспечения снижались 5 раз, став в окт. недостаточными для выживания (одноврем. резко сокращены суточные нормы питания в войсках).

----------------------------------------------

Итак, муки в городе к началу блокады было несколько больше, чем израсходованных 22 000 тонн, но ненамного.

---------------------------------------------
Книга
Б. К. Пукинский 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. - Л.: Лениздат, 1981
Источник странный, но что попалось. Очевидно, это опубликованные официальные советские данные.

12 сентября сюда [Осиновец] первыми прибыли две баржи, гружёные 626 т зерна и 116 т муки. Именно эта дата и считается началом Дороги жизни. Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т различных грузов, в том числе 45 тыс. т продовольствия и эвакуировано около 33 500 человек[2].

----------------------------------------------

То есть за октябрь-ноябрь (скорее всего почти все за октябрь, см. ниже)
было переправлено около 35 тыс. тонн продовольствия. Выходит, что в относительно эффективный период
перебрасывалось в среднем около 1000 тонн продовольствия в день (или, по-видимому, в среднем около 400 грамм на человека, это очеь мало, если продолжается долго).

Кроме того, из Ленинграда было переброшено по воде около 20 000 солдат.

Военно-транспортной авиации у нас перед войной не было, однако за ту же осень из Ленинграда по воздуху
были переброшены 33 000 человек, частично это военные (упоминаются две дивизии, переброшенные по воздуху под Тихвин,ти бригада, переброшенная под Волхов). В другую сторону по воздуху переправлялось 100 тонн продовольствия в деньт (по сообщению Исаева, норма 1 октября).

Сообщается также о переброске в Ленинград боеприпасов и вооружений. Сообщений о переброске горючего
сходу найти не удалось.
21 ноября в Ленинграде было отключено электричество в жилых домах. В декабре прекратилось также теплоснабжение.

---------------------------------------

Снова Трибуц
С 20 ноября в Ленинграде рабочие стали получать в сутки 250 граммов хлеба, служащие, иждивенцы и дети - 125 граммов, войска первой линии, личный состав кораблей и летно-технический состав авиации - 500 граммов, остальные воинские части - 300 граммов. В эти дни был введен самый минимальный за все время блокады суточный расход муки - 510 тонн.

---------------------------------------

Таким образом до начала работы Дороги жизни 22-23 декабря было израсходовано еще 15 000 тонн муки (правда цифры у Трибуца, по-моему,
не сходятся).

----------------------------------------

Так или иначе, пожар Бадаевских складов действительно был лишь эпизодом в общем потоке бедствий.

Ледостав

Понятно, что между окончанием навигации и установлением связи по льду неизбежно
должен был пройти промежуток времени. Утверждается, что уже в октябре среднесуточная температура была отрицательной.

-----------------------------------------

Трибуц

В середине ноября в южной части озера начал появляться лед толщиной 15 - 20 сантиметров. Использовать баржи стало невозможно; несколько позже остановились и озерные буксиры. Нужно было, пока позволяла обстановка, решать вопрос о зимней дислокации кораблей флотилии. Противник занял к этому времени железнодорожную линию Тихвин - Волхов, под угрозой находилась основная база флотилии - Новая Ладога. Поэтому Военный совет флота избрал для зимней дислокации участок Морье - Осиновец на западном побережье озера, где корабли могли стоять под прикрытием артиллерии.

17 ноября из Новой Ладоги вышел конвой в составе сторожевого корабля «Пурга», канонерских лодок «Селемджа» и «Вира» в охранении морских охотников и бронекатеров. Они везли муку для Ленинграда, четверо суток пробиваясь через сплошное ледяное поле. Следующий рейс длился уже семь суток; его проделали «Вира», «Чапаев», «Вилсанди», семь катеров КМ и три тральщика.

Это были последние осенние рейсы. 5 декабря, не дойдя восьми миль до Новой Ладоги, застряли во льдах канлодки «Лахта» и «Шексна», штабной корабль «Связист», спасательный корабль «Сталинец», транспорты «Стенсо» и «Ханси», тральщик 63.

---------------------------------------

Итак, навигация фактически прекратилась в середине ноября.

Впрочем, уже 19-23 ноября из Ленинграда и обратно по льду прошли санный обоз, а потом колонна из 60 полуторок.
Но решающие события происходили не там.

Тихвин

Первая попытка прорыва блокады была сделана сходу 10-26 сентября 41. Следующее наступление наших
в Приладожье - 20 - 28 октября. Однако 16 октября немцы начали наступление на Волхове и к 20 октября прорвали фронт.
8 ноября немцы взяли Тихвин и тем самым перерезали последнюю железную и последнюю автомобильную
дорогу, ведущие к Ладожскому озеру (финны вышли к Свири 7 сентября, и в октябре захватили плацдарм на южном берегу).

В связи с этим снабжение Ленинграда в сколько-либо заметных объемах стало невозможно. В полуокружении (и под угрозой
полного окружения) оказывался фронт наших по линии Тихвин-Волхов-Синявино. Естественно, какие-то зимники через леса
были пробиты, но на большее чем, нужды фронта, их хватить не могло.

10-12 ноября наши начинают наступление. Тихвин был отбит 9 декабря, но к тому времени ж.д. линия Тихвин-Волховстрой
частично находилась в руках немцев. Даты ее освобождения в разных текстах разнятся, скорее всего,
19 декабря. Дорога по льду нaчинает работать 22-23 декабря (по Трибуцу, 700+800 тонн, это, если и перекрывало расход,
то не сильно).
Трибуц также утверждает, что хлеба оставалось на 10 дней, это при тогдашних нормах.

25 декабря в Ленинграде поднимают норму выдачи хлеба.

Сообщается, что за первую блокадную зиму по льду было переброшено 361 109 тонн разных грузов,
в том числе 262 419 т продовольствия (32 000 т боеприпасов, 35 000т горючего).
Если считать, что фактическое время работы 22 декабря - 24 апреля,
то получается в среднем 3000 тонн в день, в том числе около 2000 тонн продовольствия (эта пропускная способность
была достигнута не сразу).

Выходит, что решающую роль в голоде таких размеров сыграла потеря дороги Тихвин-Волховстрой 9.11-19.12
на 40 дней (плюс несколько дней на ремонт).
А удержался Ленинград благодаря победе наших под Тихвиным и благодаря улучшению обстановки на фронтах
в декабре 1941.

Что, впрочем, всегда и говорилось.

1941

Previous post Next post
Up