Ряженые

Dec 14, 2011 22:40





"Веселей и звонче нет песен Городецкого!"

Из многочисленных мемуаров известно, что в салонах петербургских педерастов началось приятное оживление, когда в столицу Империи приехал 16-летний Серёжа Есенин. Взявший рязанского отрока под крыло Городецкий способствовал слишком раннему успеху его несовершенных в художественном отношении стихов. Вкус к скандалам был привит позднее, а актерствовать и ломаться научил Есенина Клюев.

"Выходит Есенин.
     На нем тоже косоворотка --  розовая, шелковая. Золотой кушак,  плисовые
шаровары.  Волосы подвиты,  щеки нарумянены. В руках  - о, Господи! - пук
васильков - бумажных.
     Выходит   он  подбоченясь,  весь  как-то  "по-молодецки"  раскачиваясь.
Прорепетировано,  должно  быть,  не раз. Улыбка  ухарская и...  растерянная.
Тоже,  верно,  репетировалась  эта улыбка. Но  смущение  сильнее.  Выйдя, он
молчит, беспокойно озираясь...
     - Валяй, Сережа, -- слышен  ободряющий голос Городецкого из-за плахты.
- Валяй, чего стесняться.
     Чего, в самом деле?
     Есенин приободряется. Голос начинает звучать уверенней. Ухарская улыбка
шире расплывается. Есенина я видел полгода тому назад, до его  знакомства  с
Городецким. Как он изменился, однако. И стихи как изменились...
     ...Лады, Лели,  гусли-самогуды,  струны-самозвоны... - Вряд ли  раньше
Есенин  и  слыхал  об этих самогудах  и Ладах... Иногда среди них выскочит и
неприличное,  "похабное" словцо.  Это  он,  конечно,  знал  и  раньше, но по
"неопытности" полагал, должно быть, что вставлять их не то  что в стихи, а и
в разговор нехорошо. Теперь,  бойко их  выкрикивая, оглядывает еще  публику:
Что? Каково?.."
(Георгий ИВАНОВ, "Петербургские зимы").

Роскошный эпизод в тех же мемуарах: Иванов в гостях у Клюева, - думаю, помнят все читавшие.

"Я как-то зашел к Клюеву. Клетушка оказалась  номером Отель  де Франс, с
цельным  ковром  и  широкой  турецкой тахтой.  Клюев  сидел  на  тахте;  при
воротничке и галстуке, и читал Гейне в подлиннике.
     -  Маракую  малость по-бусурманскому, --  заметил  он  мой  удивленный
взгляд. - Маракую малость. Только не  лежит душа.  Наши соловьи голосистей,
ох, голосистей..."

Затем они пошли в ресторан "ко французику Альберту", однако Клюев переоделся в малиновую рубаху, поддевку и смазные сапоги. Униформа поэта "от сохи, от недр народных". И густо накрашенные глаза публичной девки.



Сладкая парочка: Есенин и Клюев

Русский стиль, привитый в царствование Александра Третьего, выродился в странные формы.

Весь XIX-й век русское общество непрерывно болело духовными инфекциями опрощения: то славянофилы, обрядившись в "холмогорки", пытались пересадить идеи Шеллинга на отечественные чернозёмы, то "кающийся дворянин" Достоевский, "обливаясь слезами, полз по грязному ногтю мужика Марея: ах, великий мужик Марей!", то объявлялись  энтузиасты "народники" и начинали свое идиотское хождение по кругам крестьянского ада, то "народовольцы" искали великую правду в гуще безграмотной вшивоты, а графу Толстому (Алексею Константиновичу) отвечали:

"Ты народ, да не тот!
Править Русью призван только чёрный народ,
То по старой системе всяк равен,
а по новой - лишь он полноправен..."

Стоило учиться грассировать, чтобы усадить воняющих дёгтем конюхов в светских салонах.
А тут еще ряженые "русачки" в шелковых рубашках подоспели: Максим Горький, Леонид Андреев, Скиталец, - босяки и челкаши. И еще граф Толстой (не Алексей, а Лев рыкающий) скинул сапоги и бодро пошел за плугом, не забывая позировать фотографам.

После начала Великой войны на волне ура-патриотизма и переименования Петербурга в Петроград ряженые имели большой успех. Миф о Распутине (именно миф!) потому и отравил русский свет, что общество было готово попариться в баньке по-чёрному и скушать начинённые цианидом пирожные.

И все эти паяцы в косоворотках и смазных сапогах строили из себя пророков и учителей жизни.
«Я над Клюевским письмом. Знаю все, что надо делать: отдать деньги, покаяться, раздарить смокинги, даже книги. Но не могу, не хочу»,- записывал Блок, тоже "кающийся дворянин".

Духовную трезвость, кажется, сохранял только Борис Садовской, пьяница в драном дворянском мундире, тоскующий о крепостном праве. Впрочем, его фуражка с красным околышем была таким же элементом эпатажа, как мурмолка с павлиньями перьями на бедовой башке Есенина.

Вот, разве что, еще Бунин...

Да, а попытка "игры на понижение" сверху: создание "Союза Русского народа", "Союза Михаила Архангела", многочисленных народно-монархических обществ, - тоже не задалась. Упустили время, проиграли Империю. Слишком поздно спохватился "единственный европеец", окруженный чернью.  

культура, Клюев, Россия, А. Блок, литература, Петербург, Георгий Иванов, общество, Есенин, Бунин

Previous post Next post
Up