У Спаса-на-Крови всё разрыто, выворочено и огорожено, и в этом году впервые пришлось собраться не у иосифлянской главной святыни, а у часовни.
Почитать память Свв. Царственных Мучеников благословил в 1992-м году Владыка Иоанн (Снычев). Прошу заметить: до их церковного официального прославления.
Как все эти годы, богослужение вел протоиерей Алексий Масюк, настоятель Пантелеимоновского храма в Удельной. Гонимый "санкт-петербургским аввою", священник-монархист с годами "не утратил прежний свет". Чёрное он открыто назвал чёрным, несмотря на множество соглядатаев - от спецслужб, милиции и епархиальных стукачей.
Народу было меньше, чем обычно бывает: около полутора тысяч. А я еще помню год, в который на день Русской скорби собралось семь тысяч человек, и нас пустили в Казанский кафедральный собор (духовенство местное страха ради архирейска укрылось в алтаре), так вот когда хоругви вносили под своды Казанского собора, хвост крестного хода был все еще у Спаса-на-Крови!
Помню я и то, что бывший губернатор Владимир Яковлев всячески мирволил любым проявлениям народного благочестия. А вот с появлением Валентины Иванны такие духовные празднества на улицах Петрограда стали невозможны. (Если это не пивной фестиваль, разумеется.)
А если бы духовенство "Ленинграда, города на Неве" не было теплохладным и привело на акафист и крестный ход свою паству, хотя бы по десятку ревнителей от каждого прихода, фигушки бы вышло у мадам Стороженко Матвиенко писать запретительные отписки из Смольного.
"Банда бродячих юродивых" (как в шутку назвал еще молодой о. Алексий питерских монархистов) прирастает молодёжью, ребята женятся, и поэтому на крестном ходе было много детских колясок и младые монархисты ехали на папиных плечах (см. фото предыдущего поста). И конечно, ковыляли героические бабушки, "белые платочки", которых ни старческая немощь, ни дальность расстояний, ни дороговизна транспорта не отлучит от любви Христовой!
Пели, как все эти годы, горький и радостный акафист Св.Царю Николаю, помолясь, пошли крестным ходом на изумление японским туристам с кинокамерами, затем дружно, нестройно, но с воодушевлением исполнили "Боже Царя храни!". Собрали подписи в защиту Константина Душенова от тюремных издевательств и средства в помощь его семье, пообщались с друзьями...
Было у нас, собравшихся, почти напрочь утраченное русскими людьми чувство единения и надежды.
ЗЫ. Фотографии мои скромные, крестный ход в движении мне было некогда снимать, посему будьте снисходительны. Хотя профессиональных фотографов там вчера было с избытком.