Сергей Дурылин

Jan 11, 2023 15:41

О "золотом веке" петербургской культуры, с чужого лицекнижия. Именно то, что не вполне понимал мрачный уралец ААК и подавно не понимают нынешние графоманы: красота культуры, изящество слога, благородство предметов литературного разговора.

С.Н. Дурылин (октябрь - ноябрь 1924 г., Челябинск):

"Есть сказочные русские писатели: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, К. Леонтьев (восточные повести). В существование их в России едва веришь. Смотришь на липкую октябрьскую черноземную грязь, на старые заборы, на завалившиеся избы в деревнях, на каланчи и бывшие "присутственные места" в городах, на заплеванные хмурые полустанки, из каждой щели которых глядит белесая вошь, слышишь "мать твою" во все предметы видимого и невидимого мира, видишь широкие скулы, курносые обрубки, сенные бороды, бесцветные глаза, задыхаешься от густого, тягучего черно-серого облака махорки, плывущего над Россией, обоняешь отвратительный рвотный запах самогона - и понимаешь, откуда взялись Салтыков-Щедрин, Помяловский, Глеб Успенский, Горький, Некрасов (и их критические alter ego - Чернышевские, Добролюбовы, Скабичевские и проч.); должны были быть! не могли не быть! неизбежны - при махорке, "матери твоей", воши, "присутственных местах", завалившихся избушках, широких, землистых скулах! Критики, говорят, объясняют писателей. Вот также махорка, вошь, самогон, сенная борода и прочее объясняют Глеба Успенского, Горького и проч., и проч. до Ив. Вольнова и "Деревни" Бунина (а также и всех критиков, их объясняющих). Вполне понятно. Но Пушкин, но Лермонтов, но Тютчев, но Фет, но К. Леонтьев - откуда? Кем и чем объяснить "Каменного гостя", "Ангела", "Silentium", "Измучен жизнью", "Пембе"?

Сказка. Чудесная сказка, снившаяся России.

Сказочные писатели."

культура, Петербург, русская классика, Россия

Previous post Next post
Up