о хлебе и вине Евхаристии

Feb 20, 2013 12:04

Св. Иоанн Дамаскин
ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ, книга 4,
глава О святых и пречистых таинствах Господних (отрывок).

В горнице святого и славного Сиона, вкусивши со своими учениками ветхозаветную пасху и исполнив Ветхий Завет, Он умыл ноги ученикам, показывая (этим) символ святого крещения и потом, преломив хлеб, дал им, говоря: приимите, ядате, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (Мф.26,21). Подобным же образом, взявши и чашу с вином и водою, передал им, говоря: пийте от нея вcu, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы изливаемая во оставление грехов; сие творите в Мое воспоминание (Мф.26,27-28). Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Сына человеческого возвещаете и воскресение Его исповедуете, дондеже приидет (1Кор.11,25-26).


Итак, если Слово Божие - живо и действенно (Евр.4,32) и вся,
елика восхоте Господь, сотвори (Пс.134,6); если Он сказал: да будет
свет, и бысть, да будет твердь, и бысть (Быт.1,3,6); если словом
Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их (Пс.32,6); если
небо и земля, огонь и воздух и все украшение их совершены словом
Господним, а также и это благороднейшее живое существо - человек; если
Сам Бог Слово, восхотев, сделался человеком и из чистых и непорочных
кровей святой Приснодевы бессеменно составил Себе плоть, то ужели Он не
может сделать хлеб Своим телом, а вино и воду - Своею кровью? Он сказал в
начале: да произведет земля бытие травное (Быт.1,11), и даже доныне
она, по орошении дождем, производит свои прозябения, возбуждаемая и
укрепляемая божественным поведением. (Так и здесь) Бог сказал: сие есть
Тело Мое; и сие есть Кровь Моя; и сие творите в Мое воспоминание; и по
Его всесильному поведению бывает так (и будет), пока Он придет, ибо так
сказано: дондеже приидет (1Кор.11,26); и через призывание является дождь
для этого нового земледелия, - осеняющая сила Св. Духа. Ибо, как Бог
все, что Он сотворил, сотворил действием Святаго Духа, так и ныне
действие Духа совершает то, что превышает естество и чего не может
вместить ничто, кроме одной только веры. Како будет сие, говорит святая
Дева, идеже мужа не знаю (Лк.1,34). Архангел Гавриил отвечает: Дух
Святый найдет на тя, и сила Вышнего осенит тя (Лк.1,35). И ты теперь
спрашиваешь, каким образом хлеб делается телом Христовым, а вино и вода -
кровью Христовою? Говорю тебе и я: Дух Святый нисходит и совершает это,
что превыше разума и мысли.

Хлеб же и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь,
которая с неудовольствием отвращается от многою, что совершается
несогласно с обычаем. Поэтому, по обычному Своему снисхождению к нам, Он
через обычное по естеству совершает то, что выше естества. И подобно
тому как при крещении, - так как у людей обыкновенно принято мыться
водою и намазываться елеем, - Бог с елеем и водою сочетал благодать Духа
и сделал крещение банею пакибытия, так и здесь, так как люди
обыкновенно употребляют в пищу хлеб, а пьют воду и вино, - Он сочетал с
этими веществами свое Божество и сделал их Своими телом и кровью для
того, чтобы мы через обыкновенное и естественное приобщились тому, что
выше естества.

Тело воистину объединяется с Божеством, тело, (родившееся) от
святой Девы, но (объединяется) не (так), что вознесшееся тело нисходит с
неба, а (так), что самый хлеб и вино прелагаются в тело и кровь Божию.
Если же ты доискиваешься способа, как (именно) это делается, то тебе
достаточно, услышать, что - с помощью Св. Духа, подобно тому, как
Господь, при содействии Св. Духа составил Себе и в Себе, плоть от святой
Богородицы. Более мы ничего не знаем, кроме того, что Слово Божие
истинно, действенно и всемогуще, а способ (преложения) неисследим. Можно
сказать еще и так, что подобно тому, как хлеб через ядение и вино, и
вода через питье естественным образом прелагаются в тело и кровь ядущего
и пьющего и не делаются другим телом, по сравнению с прежним его телом,
так и хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Св. Духа
сверхъестественно претворяются в тело Христово и кровь и суть не два, но
единое и то же самое.

Поэтому для принимающих (причастие) с верою достойно оно служит
во оставление грехов и в жизнь вечную и в соблюдение души и тела; а для
причащающихся с неверием недостойно - в наказание и кару, подобно тому,
как и смерть Господня для верующих сделалась жизнью и нетлением для
наслаждения вечным блаженством; для неверующих же и убийц Господа (она
послужила) к наказанию и вечной каре.

Хлеб и вино суть не образ тела и крови Христовой (да не будет!), но само обожествленное тело Господа, так как Сам Господь сказал: сие есть не образ тела, но тело мое, и не образ крови, но кровь моя. И прежде этого Он говорил иудеям: аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в Себе. Плоть моя истинно есть брашно, и кровь Моя. истинно есть пиво. И еще: ядый Мя, жив будет (Ин.5,53,55,57).
http://web.archive.org/web/20071223131455/http://www.pagez.ru/lsn/0233.php#027

интерпретации, цитаты разные, любимые святые

Previous post Next post
Up