Sep 18, 2012 13:04
За последнее время я прочитала столько феминистской литературы с рассказами об угнетении женщин, что сверху и сбоку мне решили это компенсировать. И на день рождения я, не без собственного участия, одной из последних попала на один из последних в Москве сеансов "Храброй сердцем".
Мульт оправдывает все ожидания-обещания по части красот и колоритов. Но когда я поняла, что именно мне мешает, то ровно половину удовольствия - как корова языком слизнула.
Судари мои, это химически чистый пример андрогинии. Такого унизительного представления о мужчинах мне давно не попадалось на глаза. Женщины в мультфильме по-разному прекрасны, мужчины (начиная с отца героини) нелепы и карикатурны. Женщины наделены реальной властью, мудростью и магией, мужчины изображены необузданными, бестолковыми и недалёкими. Нет никакого разделения на "мужскую" и "женскую" сферы деятельности - как только король Шотландии открывает рот, сразу же выясняется, что и политикой тоже занимается королева. Конфликт происходит между двумя сильными женщинами, дочерью и матерью, их родичи "сильного пола" служат шумным и забавным фоном. В конфликт вмешивается третье лицо, тоже обладающее силой, - это ведьма, и, сюрприз, она тоже женщина. (Общую картину не выравнивает, но делает хоть чуточку менее перекошенной бестолковая служанка Моди.) Пацанка, вспомнив уроки матери, пробует обвести за нос вокруг пальца лучших представителей троих кланов и собственного отца, и ей это удаётся с первого раза. Троим отцам женихов и троим клонированным братцам Мериды отпущено примерно поровну интеллекта, а развития не предвидится ни у кого. Наиболее инфантильны, карикатурны и отталкивающи, разумеется, женихи, претенденты на руку великолепной героини, не стоящие и её мизинца. Оставшись без тайного руководства женщин всего на один вечер, мужчины перепиваются, буянят и устраивают общую драку. Основная мужская реакция - с рёвом бросаться на всё, что шевелится. Желание мужчин побыть защитниками и героями оборачивается нелепой, спьяну затеянной ролевой игрой. Их эффектная погоня и борьба со зверями только мешает настоящему подвигу настоящих героинь.
Главный отрицательный персонаж, величайший страх Мериды, воплощающий её неприятие всего мужского, - страшилище-медведь гигантских размеров; это и есть её истинный потусторонний "жених", жуткая тень брака-насилия, простёртая над всем её взрослением, из-под которой она пытается вырваться и с которой эмансипированно сражается. В какой-то момент я слабо понадеялась, не станет ли расколдованный медведь-Марду избранником Мериды - разумеется, ни в коем случае, ничего подобного произойти в этом сюжете категорически не могло. Марду попросту исчезает и наконец-то оставляет её на свободе, наедине с самой собой (с кем ей сражаться теперь, раз ни Марду, ни собственная мать больше не являются её противниками?).
Поэтому финал меня озадачил: я серьёзно обеспокоена судьбами нарендерённой Шотландии, раз единственный адекватный человек у власти, королева-мать, присоединилась к дочери и раскрепощённо галопирует по лугам вместо того, чтобы распутывать политические коллизии. Страшно подумать, в какой хаос в это время погружается страна и что происходит с мужчинами, оставленными без глаз-да-глаза.
М и Ж,
из подзамочного,
ins kino gehen