Aug 16, 2007 19:48
Продолжением дикого поведения Гарри являются постоянные ссоры и стычки героев. Они не умеют себя вести. Вернее, они пытаются себя вести в рамках реализма, а не волшебного квеста, но реализм этот какой-то неполноценный (вспомним, они окружены магическими фактами и артефактами). Они очень современны в своём поведении, безусловно, это молодые люди нашего времени. Они похожи на героев фильма ужасов, цапающихся и скулящих в кромешной тьме.
На месте автора я бы не стала, сделав из сказки детективную интриганку, утяжелять её ещё и элементами романа воспитания, сюжетом взросления. (Быстренько прокручиваю в голове схему, где ссора с Роном никак не подготовлена и Гарри не занимается рефлексией, вообще изнутри читателю не виден, только внешние действия и антураж магического мира. Ну да, имхо смотрелось бы лучше, нужное читатель сам бы додумал. Впрочем, это не мой мир, а роулинговский, у неё и ружьё на отстрел таких, как я, и лицензия. А то желающих указывать автору, как и что, - как блох на собаке. Так вот я в эти игры не играю, воспитание мешает, моё кредо: "не нравится - сядь да напиши своё, получше или хоть такое же хорошее".)
Вольдеморт - картонка. Всё время мысленно сравниваю его с Сауроном. Саурон - самый убедительный Тёмный Властелин на всю фэнтези. (Не будем брать Мелькора, тот из Сильмариллиона, а Сильмариллион - это эпос, он без кавычек пишется! :) Саурон именно потому форевен, что Толкиен ни разу не дал читателю к нему приблизиться. Причём, надо заметить, лично для меня Саурон "никогда не был так близок к провалу", как в момент озвучивания своих требований у Мораннона, где уже звучит почти его прямая речь - на удивление прагматичная и мелочная. Роулинг замахнулась на Тёмного Властелина в хорошем разрешении. И на мой вкус - "смазала" его безнадёжно. Было предвкушение - пока о нём так долго говорили большевики. Было воистину страшно в единственный момент - когда он появился. Пока он не зашевелился, не начал говорить и действовать. Как только начал - пошло раздвоение на образ и на реальность. В реальности это плохонький задрипанный диктатор, который... ни разу не выдаёт хотя бы афористичных поступков и фраз, приписываемых Сталину, Наполеону или Чингису. Только без капли воображения и меры всех пытает и пугает. Это никакая не персонификация зла. Это не Великий Враг. Это даже не последний враг (если вспомнить - Гарри гораздо больше душевных сил вкладывает в борьбу со смертью, чем с Вольдемортом). Это просто противник. (Об остальных тёмных, к каждому из которых при первом появлении текста прилагается описание неприятной внешности, и говорить не стоит - ребята, вы же просто колода карт, вы картонные, и на каждом масть в уголке написана.) И вот так везде. Ни одного приличного Тёмного Властелина со времён Толкиена я так и не видела. (Впрочем, у Толкиена Саурона тоже никто не видел, так что можно считать, что Тёмный Властелин - это такой Неуловимый Джо.)
В общем, дело обстоит так. Последняя книга появилась. Это упрямая вещь факт. Сериал закончен, он есть и больше никуда не денется. При первом своём появлении он был необычен именно сочетанием темы "волшебной школы" и маркетинговым ажиотажем, рекордными цифрами продаж. А теперь прибавилась и третья необычность: то, в какой пропорции в этот коктейль подлиты гениальные находки, ляпы и особенности. В книге достаточно и тех, и других, и третьих. И всё бурление, которое сейчас происходит, - это процесс привыкания читательских масс именно к этим пропорциям.
читалочки,
Гарри Поттер