В Москве опять снегопад, опять стоят в пробках машины, выбиваются из сил дворники, а во дворах радуют глаз заснеженные деревья, образующие замысловатый черно-белый орнамент. Птицам в это время трудно раздобыть корм, и они становятся менее осторожными у кормушек, чем обычно.
(Чтобы увеличить фотографию, нужно щелкнуть по ней мышкой - можно даже несколько раз)
Во время снегопадов, как и во время сильных морозов, я насыпаю синичкам больше семечек, чем обычно, и привязываю свежие кусочки сала к веткам у моего окна. Ветки, кстати, появились у окна на шестом этаже таким образом: как-то я присмотрел подходящую елку, которую выбросили на помойку после Нового Года, отпилил от нее кусок ствола длиной сантиметров 25 с расходящимися в разные стороны ветками, затем разрубил этот обрезок ствола по вертикали на
две половины и одну из них двумя шурупами привернул снаружи к оконной раме. Теперь от окна полукругом расходятся ветки создавая комфортные условия для синичек, которые иногда прямо за стеклом разделывают семечки или просто клюют привязанное к веткам сало. На одной из веток висит и кормушка с семечками, сделанная из двух пластиковых бутылок (о ее конструкции напишу как-нибудь в другой раз). Сало приходится не просто нанизывать на ветки, а еще и привязывать - иначе хитрые галки аккуратно стаскивают его с ветки и уносят.
В плохую погоду у кормушки собираются десятка полтора синичек, которые по очереди достают из нее семечки и рассаживаются на ближайшем дереве, чтобы их обработать. В прошлую зиму с ними прилетали два желтопузика примерно того же размера, как сами синицы - судя по картинкам в определителе, чижи. Осенью они еще навещали кормушку, потом пропали, зато несколько раз прилетал пестрый дятел - после долгих наблюдений за синицами и неудачных попыток он все-таки научился цепляться за кормушку и добывать из нее семечки, но доставались они ему с трудом, поэтому он перестал прилетать. А сегодняшний снегопад и его заставил прилететь к людям: сидя в кухне у окна во время позднего завтрака я вдруг замети
л, что сало клюет кто-то покрупнее синицы. За занавеской трудился дятел, но фотографировать его сквозь тюлевую занавеску - дело безнадежное, а если отдернуть занавеску - он испугается и улетит. Я принес и положил рядом с собой фотоаппарат, дождался момента, когда дятел улетел сам, отодвинул занавеску и стал ждать (заодно поснимал синичек). Надежды на возвращение дятла были призрачными, но минут через десять - ура, вот он! Я замер, дятел уцепился за ветку, где висело сало, повис кверху ногами и заработал клювом. Совсем быстро он улетел снова и уже не вернулся (да и мне уже было некогда его дожидаться), но один кадр все-таки удалось сделать - редкостная удача!