Высокий уровень мировых стандартов. Часть 4.

Dec 16, 2011 12:53

"Секретные материалы 20 века", №20, 2011 год.

Кого учат в школе

Все родители априори считают, что школа необходима для выявления и развития у их бесценных чад всевозможных творческих способностей - так было и в советское время, так считается и сейчас. Возможно, советская школа со своими академическими корнями и развитой системой кружков и внеурочных занятий как-то справлялась с этой функцией. Как уже было сказано, времена тогда были другие и советский человек, в принципе, был огражден государством от обычных на сегодня бед и злоключений. Когда статус безработного считался преступлением против общества, когда рядовой советский труженик имел стабильный доход, практически не зависящий от результатов его труда, говорить о значимости образования в жизни советского человека - значит немного приукрашивать ситуацию. Да, советская школа была одной из сильнейших в мире, качество преподавания математических дисциплин, возможно, было самым лучшим в мире, все это так. Советский школьник мог позволить себе учиться плохо или учиться на отлично по всем предметам, радуя своих строгих учителей, но на качество жизни двоечника или отличника это могло никак не влиять. Грузчик с овощебазы мог разъезжать на «Волге», в то время как выпускник ВУЗа мог работать за оклад и добираться да своего предприятия на трамвае, а на предприятии обычный «работяга» мог зарабатывать больше все того же инженера. Соответственно, государство, в целом, имело больше стимулов уделять время для разностороннего образования своего подрастающего поколения, люди в целом не были так ориентированы на получение конкретных знаний в определенной сфере деятельности. Одним из самых популярных лозунгов того времени были постепенно забывающиеся ныне строки Владимира Маяковского, утверждавшего, что «все работы хороши, выбирай на вкус». Не попал в институт - отслужи в армии и иди работай на завод, учись на вечернем, если хочешь, а не хочешь - не слишком и большая трагедия в отсутствии высшего образования. Вот образ мысли типичного советского человека, совершенно не совпадающий с образом мысли современного школьника.

Современные реалии ставят человека в совсем другие условия. Творческое развитие личности, к сожалению для многих родителей, отходит в образовании на второй план, сама система ЕГЭ в виде двух обязательных предметов для сдачи и нескольких (чаще одного-двух) по выбору ученика говорит о том, что современный выпускник должен быть более узкоориентированным и не разбрасываться по всему курсу школьной программы. Принцип профильности начинает играть главную роль в современной школе, да и в сознании самих учеников. Современный выпускник, чаще всего, по выходе из школы имеет дальнейший план по приложению своих усилий и часто негодует на то, что ему приходиться учить ненужные для него предметы. Ведь никто не будет спорить, что для профессионального программиста отнюдь не обязательно знать основы литературы, а будущему юристу - уметь рассчитывать интеграл.

Планируемое введение министерством образования новой концепции обучения, включающий определенный минимум обязательных предметов и предметы по личному выбору ученика,  должно окончательно закрепить профильность образования и стать вторым этапом перехода от школы советской к школе российской. Мы видим, что вольно или невольно нашу образовательную систему планируется сделать более соответствующей так называемым «вызовам современности». Обучающийся по профильной методике человек более соответствует реалиям рынка и у него появляется больше шансов встроиться в существующую систему общественных отношений. Таким образом, средняя школа превращается в заведение по выпуску «профильных» полуфабрикатов, готовых превратиться при должной ВУЗовской шлифовке в настоящих специалистов. Следует полагать, что в будущем такому раскладу будут рады и школьники, которых перестанут пичкать ненужными для их специализации знаниями, и ВУЗы, получающие более качественный «материал», головы которых не отяжелены непрофильным школьным «наследием». 

профилирование, образование, Секретные материалы, советская школа

Previous post Next post
Up