Опубликовано в "Санкт-Петербургские ведомости" № 217 от 17.11.2011
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10282424@SV_Articles Оригинал статьи выглядел так:
Двадцать часов в очереди за возможность приложиться к святыне.
Сумасшествие?..
Пояс Пресвятой Богородицы покинул Санкт-Петербург и продолжил свое путешествие по России. Многие тысячи верующих уже в других городах вновь ринутся на штурм храмов и монастырей в благочестивом желании почтить святыню. Для Петербурга это событие запомнится многокилометровыми и многотысячными очередями и поистине невиданным ажиотажем, сопровождавшим пришествие реликвии. Люди были готовы стоять по 10-20 часов в сырую и промозглую осеннюю питерскую погоду лишь бы иметь возможность на секунду приложиться к почитаемому предмету. Казалось бы, вот оно доказательство торжества православия и возрождения духовных корней нашего общества! Никто не может отрицать все величие и твердость духовного порыва, повлекшего десятки и сотни тысяч прихожан на поклонение Поясу. Но, как оказалось, такое величие духа и такой порыв оказываются чуждыми все большему и большему числу людей, с недоумением взиравших на мерзнущих от холодного дождя и ветра богомольцев.
Можно сказать, что прибытие Пояса Богородицы в Россию, чему мы все могли быть свидетелями, в очередной раз накалило неявную дискуссию между православием и мирским, между религией и абсолютной бездуховностью некоторой части нашего общества. Критиковать православие стало модным трендом. Скажем и более: стало модным критиковать все, что имеет какое-либо отношение к религии. Вот и сейчас появилось множество комментариев от иронически насмешливых до злобно негативных о том, что такое стояние не делает чести современному человеку, свободному от «средневековых предрассудков». «Почем опиум для народа?» - вновь вопрошают сегодня вольнодумцы.
Слово «религия» в своем исконном значении означает «связь, союз». Именно эту связь с высшими силами, с божеством/божествами что, в конечном итоге, выливается в связь со своим народом, со своими корнями, и пытается найти исповедующий любую религию человек. Один пытается найти эту утраченную связь в многочасовом стоянии в ожидании мгновения увидеть Пояс пресвятой Богородицы, другой - распевая мантры в буддийском дацане. Тот, кто критикует любые проявления религиозности, соглашается с постулатом о том, что человек является ничем иным, как особым биологическим объектом. Попросту говоря, разумным и мыслящим куском мяса, которому непонятны любые поиски и проявления духовности. Такие люди становятся в прямом смысле «изгоями» без роду и племени, потерявшими связь со своей страной и народом, хотя формально имеющими и то, и другое. Чаще всего действиями подобных личностей руководят лишь собственные неуемные амбиции и тщеславие, не ограниченные ничем, кроме аппетитов своего хозяина.
Тщеславие, чрезмерные амбиции, безнравственность, распущенность, вседозволенность, разложение, что в переводе на латынь будет звучать как «коррупция» - все это звенья одной цепи, начало которой можно четко проследить. Как актуально это все звучит сегодня! Мы все имеем право высказывать свое мнение, мы все имеем право на отстаивание своих убеждений, мы все имеем право на свои убеждения и на свою точку зрения. Каждый из нас волен ходить или не ходить в церковь, каждый из нас волен делать то, что не запрещено мирскими законами…
В одной старой книге, которую, как полагают некоторые, следовало бы отправить в лавку древностей, сказано: «Посеявший ветер пожнет бурю». Ветер, как известно - это колыхание воздушных масс. Сегодня многие чрезмерно любят колыхать воздух в приступах самолюбования и отрицания «средневековья». Кто знает, что взрастят подобные «сеятели»?