Метамфетаминовый шоколад Панцерваффе

Aug 14, 2019 10:01

Военачальники всех стран и народов с незапамятных времен грезили о солдатах, чьи способности шагнут за пределы человеческих сил. На протяжении большей части истории эти желания оставались бесплодными мечтами, а способов совершенствования бойцов было ровно два - повесить на него как можно более дорогую и функциональную амуницию и загрузить максимальным количеством тренировок.

ХХ век, наконец, предоставил ведущим промышленным державам еще один способ - и свое веское слово здесь сказала химия и фармацевтика. Берлинская фирма Temmler Werke зарегистрировала права на препарат первитин. Препарат этот более известен нам как метамфетамин - сильный психостимулятор, относящийся к наркотическим веществам.

К 1938 году первитин уже активно применялся в вооруженных силах Германии. Имели ли представление руководители армии и государства, чем именно они кормят своих солдат? Еще как! Воздействие первитина на человеческий организм в Третьем Рейхе изучали со всем необходимым тщанием и вниманием. Задача многократно облегчалась тем, что подопытных, на которых можно испытывать все, что угодно, не опасаясь последствий, в нацистской Германии было очень немало. Я, разумеется, говорю об узниках концлагерей. Некоторые заключенные, накачанные первитином, по несколько суток без отдыха таскали сумки с камнями, имитирующими вес солдатских рюкзаков. Высшие чины были в восторге.



Помимо первитина в таблетках и ампулах, выпускался также знаменитый "панцершоколаде" - танковый шоколад, также содержавший дозу метамфетамина. Аналогичный продукт выпускался для летчиков.

Под воздействием первитина человек мог несколько дней обходиться без сна, сохраняя бодрость и готовность к бою. Разумеется, это удовольствие имело и неприятные последствия. Во-первых, первитин вызывает привыкание. Во-вторых, принявшего наркотик, после того, как закончится его действие, ждет крайне неприятный отходняк.

Некоторые авторы, пишущие о первитине, доходят до того, что объявляют Вермахт чуть ли не армией наркоманов, поголовно сидевших на метамфетаминовой игле. Это, разумеется, чудовищное преувеличение. За годы войны с 1939 по 1945 год в армию отгрузили около 200 млн доз первитина. Цифра, на первый взгляд, выглядит колоссальной - но лишь на первый взгляд. За шесть лет войны через Вермахт прошло около 17 млн солдат. То есть, за шесть лет каждый солдат получил в среднем 11 таблеток первитина. Я не нашел данных, включает ли эта цифра дозы, полученные в результате приема панцершоколада. Кроме того, разумеется, первитин едва ли предназначался военнослужащим охранительных и гарнизонных частей.

Тем не менее, картина, на мой взгляд, однозначна: первитин выдавался солдатам в ходе важных войсковых операций, где от них требовалось напряжение всех сил. Генералы Вермахта, разумеется, осознавали, что случится, если под их началом окажется толпа сторчавшихся наркоманов, растерявших остатки боеспособности, и прекрасно отдавали себе отчет не только в достоинствах первитина, но и опасности его чрезмерного применения.

С одной стороны, в современных условиях, в мирное время наркомания есть крайне опасное развлечение, с легкостью способное разрушить человеческую жизнь. Наркотики - прибежище для слабых духом и для идиотов. Но шутки про сторчавшийся Вермахт мне кажутся делом совсем из другой области: на войне первитин стал серьезным аргументом Вермахта - аргументом, которого РККА, к сожалению, была лишена. Возможно, многим мое сожаление покажется странным, но отсутствие у СССР аналогичных веществ, возможно, погубило немало жизней. Конечно, мне могут возразить, что наркотики - крайне сомнительный способ спасения жизней, но если выбор стоит между дозой метамфетамина и попаданием в немецкий плен - то вполне очевидно, что представляет большую угрозу для здоровья и жизни.

После войны люди, занимавшиеся выпуском первитина, оказались в Соединенных Штатах. И, должен заметить, в Штатах производство пошло на потоке, который немцам и не снился: по некоторым данным, только во Вьетнаме с 1966 по 1969 военнослужащим США было выдано метамфетамина больше, чем в Рейхе за всю вторую мировую. Попал первитин и в СССР, однако ввиду отсутствия значимых военных конфликтов, в которых бы участвовало значительное количество военнослужащих, препарат остался прерогативой отдельных областей медицины, и для широких народных масс остался неизвестен. Оно, разумеется, и к лучшему.

P.S. В комментариях закономерно указали, что аналогичные вещества наличествовали и в РККА, так что наличие аналогичных препаратов в годы войны в СССР я благополучно прощелкал клювом. Признаю свою ошибку.

вторая мировая, Третий Рейх, история

Previous post Next post
Up